Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Николай Межевич: Перспективы Ленинградской области – в умеренном оптимизме

08.06.2015  -  00:00

Профессор кафедры региональной политики и политической географии СПбГУ поделился мыслями об итогах трехлетнего губернаторского срока Александра Дрозденко и о перспективах на будущее.



— Николай Маратович, прошло три года с того момента, как президент России назначил Александра Дрозденко губернатором. Можно подводить итоги? Давайте сегодня поговорим об экономике, это все-таки главное в оценке деятельности любой власти.
— Три года — срок значимый. Это не какие-то «сто дней». Три года — это срок, за который можно многое сделать (или не сделать) и в экономике, и в политике. Однако итоги подводить, на мой взгляд, рано. У временно исполняющего обязанности губернатора есть еще четыре полноценных рабочих месяца, а у жителей Ленинградской области время сделать выбор. В любом случае, у Ленинградской области будет новый губернатор.

— А если жители проголосуют за Дрозденко?
— Это будет новый губернатор. Дрозденко в 2012‑м году — выбор президента, а если Александр Юрьевич победит в 2015‑м году, то его выберет, а точнее — перевыберет, народ, а ведь «глас народа — глас божий». Выше доверия нет.

— Что это меняет?
— Многое. Полномочия губернатора, его кресло, если угодно, зарплата останутся те же. Но тот, кто придет, сможет принимать жесткие решения. Легитимность губернаторской власти резко повысится. Добавлю также, что решения президента России и губернатора Ленинградской области позволяют на годы прекратить заезженные спекуляции на тему объединения города и области, идущие уже четверть века!

— Об экономике, что сделано и не сделано за три года в Ленинградской области?
— Начнем с того, что в 2012 году никто не мог предполагать такой траектории развития мировой, а значит, и российской экономики. Все мы предполагали экономический рост, рассчитывали на завершение кризиса 2008 года и на годы стабильности. И уж, конечно, никто не предполагал, что наши экономические и политические отношения с крупнейшим партнером Европой вернутся к временам холодной войны.
Три года назад губернатор в одном из первых интервью подчеркивал уникальную роль транспортной инфраструктуры. Она никуда от нас не делась, даже расширилась и укрепилась, как и обещал губернатор. Однако объемы внешнеэкономических связей в западном направлении уменьшились. Опережающего роста транспортной инфраструктуры больше не будет, при этом больше внимания губернатор и правительство Лен­области стали уделять средним и малым инновационным проектам. В Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года отмечено, что транспортно-логистический комплекс стал одним из ключевых секторов экономики для Ленинградской области, его доля в ВРП достигает 15 %. Это прекрасно, но теперь надо думать и о других секторах.
Внешнеторговый оборот области в 2013 году по сравнению с 2012 годом снизился на 13 % и составил 18,3 млрд. долларов. За 2014 год еще считают. Объем экспорта при этом сократился на 16 % (13,39 млрд. долларов), а объем импорта — на 4 %, (4,92 млрд. долларов). Снижение данных показателей обусловлено общемировой тенденцией и происходит вследствие экономической нестабильности в развитых и развивающихся странах. При этом следует отметить, что экспорт из Ленинградской области превышает импортные поставки в 2,7 раза. Ленинградская область и сегодня окно в Европу.

— Оппоненты критикуют Концепцию, пишут о том, что анализ плох, прогноз слаб…
— Да, и еще говорят, что Ванга могла предсказывать на годы вперед, а экономический вице-губернатор нет. Концепция социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года была принята областным Законодательным собранием 6 июня 2013 года. Как доктор и профессор могу сказать, что все ориентиры были выбраны правильно. Другое дело, это вынужденные, тяжелые внешнеполитические решения, которые, увы, сказываются и на экономике. Кстати, именно поэтому «в помощь» Концепции была подготовлена и утверждена распоряжением губернатора Ленинградской области от 17 марта 2014 года «Программа‑12».
За последние три года области удалось добиться высоких показателей экономического роста, инвестировать значительные средства в развитие социальной и инженерной инфраструктуры, привлечь на территорию региона новые производства. Но теперь все это будет делать гораздо труднее. Как справедливо отметил губернатор — ресурсы экстенсивного роста заканчиваются.

— Мы с вами в конце прошлого года говорили о международных рейтингах Ленобласти. Тогда они выглядели так: долгосрочные рейтинги Ленобласти в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-», национальный долгосрочный рейтинг на уровне «AA+ (rus)», краткосрочный рейтинг в иностранной валюте на уровне «F3». Прогноз по рейтингам — «Стабильный».
— Ситуация практически не изменилась. Это говорит о том, что социально-экономическое развитие Ленинградской области в целом успешно, управление эффективно, опасного дефицита бюджета и проблемы государственного (регионального) долга нет. Мнение лондонских офисных экспертов мы должны учитывать. Хороший рейтинг — идут инвестиции. Плохой — нет.

— Николай Маратович, вы убедили в том, что в экономике области есть положительные сдвиги. Но как у нас с инновациями? Недавно вышло распоряжение правительства РФ «Об утверждении плана реализации в 2015–2016 годах Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», там прямо сказано то, что для нас это приоритет.
— Проблема в том, что мы не очень понимаем, что такое инновации. К примеру, инновация — это и новые подходы к развитию для традиционных производств. Именно так к инновациям подходят финны. Новый способ переработки опилок — это вполне инновация. Развитие малого и среднего бизнеса — не только норма, но в идеале тоже может быть инновацией. Привлечь инвестиции, высококвалифицированные кадры, современные технологии без оригинального инновационного подхода сегодня трудно, скорее всего, невозможно.

— Еще вопрос: как область выполняет майские указы президента России?
— Область вновь вошла в ТОП‑10 лучших субъектов федерации по реализации «майских указов» президента России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По мнению экспертов компании «Медиалогия», Лен­область — в числе лидеров и занимает седьмое место во всероссийском рейтинге.

— Может сложиться впечатление о том, что у нас в области нет экономических проблем. Наверное, это не так?
— Если в какой-либо стране или регионе руководство считает, что нет проблем в экономике, значит, пора таких руководителей менять. Другой вопрос, каков характер проблем? В какой степени они решаемы и все ли для этого сделано?
Проблемы очевидны. Во‑первых, падение инвестиционной активности в государственном и региональном масштабе. Во‑вторых, замкнутый круг, формирующийся из-за взаимного падения производства и потребления. В‑третьих, неблагоприятная внешнеэкономическая ситуация.
С другой стороны, у губернатора и правительства области есть понимание ситуации, виденье положительных моментов. Умеренный оптимизм — так большинство экспертов оценивают перспективы Ленинградской области. Сегодня это немало.

Николай Петров

* * *

Областная экономика в цифрах
Валовой региональный продукт в 2013 году — 725,2 млрд. руб.,  2014 год — 792,5.
Прогноз на 2015 год — 864,8.

Реальные денежные доходы населения в % к предыдущему году
в 2013 году — 101,8 %, в 2014‑м — 100,3, прогноз на 2015 год — 100,5.

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика