С 1 июля автомобилисты должны будут укомплектовать свои аптечки по новым правилам: количество бинтов в них увеличится, а лекарств не будет, в том числе и привычных обеззараживающих растворов йода и зеленки.
Автоаптечкой в девяти случаях из десяти пользуются, когда на дороге случается что-то серьезное и нужно оказать первую помощь — перевязать рану, остановить кровь, наложив жгут. И лишь в исключительных случаях, если кто-то, находясь в пути, почувствовал недомогание, вспоминает о коробке с красным крестом и пытается найти там какое-нибудь «подходящее» лекарство.
Между тем самолечение медики не приветствовали никогда. Тем более что условия хранения лекарств в автомобиле отнюдь не гарантируют их сохранности в течение срока годности. А кто из нас, оставляя свою машину то на морозе, то под палящим солнцем, вынимает из нее аптечку?
В минздравсоцразвития сравнили российский опыт с европейским и пришли к выводу: для того чтобы оказать первую помощь пострадавшему в аварии, наши аптечки малопригодны — тремя небольшими бинтами мало что можно забинтовать надежно. Тем более если пострадали сразу несколько человек... В то же время пожелтевшие анальгин с аспирином, выпитые второпях, лишь бы «хоть чем-нибудь помочь», могут нанести больному больше вреда, нежели пользы. Во всяком случае, ни в одной из европейских стран в «стандартный» состав автоаптечек лекарства не включают вообще.
«Автомобильные аптечки используются гражданами, не имеющими медицинского образования, и предназначены для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП», поясняют специалисты-медики. Это и определило основные отличия нового состава от старого: существенное увеличение в составе аптечки перевязочных средств и отсутствие лекарств.
Новая аптечка станет дешевле. В ней останутся средства, помогающие восстановить дыхание (аппарат для искусственной вентиляции легких), остановить кровотечение (жгут и бинты), более качественные ножницы.
Сегодня каждый второй из погибших в результате дорожной аварии умирает еще до приезда «скорой». В Европе «скорая» доезжает к месту происшествия в считанные минуты, у нас — в лучшем случае за 20-25. Хотя еще пару лет назад, до того как минздравсоцразвития начало выполнять специальную программу по улучшению медицинской помощи на дорогах, время «доезда», как выражаются медики, вообще никуда не годилось — 45 минут в среднем.
Отныне в машинах бригад «скорой», работающих «по травме», будет все необходимое для оказания помощи непосредственно на месте и во время доставки пострадавших в больницу. Что касается самой первой доврачебной помощи — овладеть ее азами обязаны все водители.