Вопрос далеко не праздный. Прежде всего потому, что вызвал неоднозначную реакцию сосновоборцев. Особенно тех, чьи дети занимаются в музыкальной школе. 70 из них даже подписались под открытым письмом главе городской администрации: «Убедительно просим Вас всесторонне рассмотреть все аспекты этой проблемы...— обращаются обеспокоенные судьбой своих маленьких музыкантов родители к руководству администрации.— Считаем необходимым, чтобы в ближайшее время Вами лично были даны исчерпывающие разъяснения причины планируемого присоединения...»
«Балтика» открывает свои двери еще шире (Фото Нины Князевой, архив «Маяка»)
Город — та же семья
Разобраться, так ли на самом деле страшен черт, как его малюют (дескать, лишают «потребителей образовательной услуги... права выбора вариантов дополнительного образования», устанавливая монопольное положение одной школы), удалось во время очередного заседания рабочей группы по реализации 83-го федерального закона.
Сразу скажем, беспокоиться родителям вовсе не о чем. Оптимизация или повышение эффективности управления бюджетными средствами — казалось бы, мудреные словосочетания, которыми чаще в эмоциональном порыве пугают сегодня горожан противники присоединения музшколы к «Балтике»,— на самом деле понятия не новые и хорошо знакомые любому, даже не искушенному в экономической науке человеку.
Ибо изо дня в день каждый из нас, заглядывая в свой кошелек, думает о том, сколько и на что потратить сегодня, какую покупку отложить до ближайшей получки, а на что копить до конца года. Или купить шампунь и кондиционер по отдельности, а может, сэкономить и приобрести «два в одном». Иметь две однокомнатные квартиры, ютясь вчетвером-впятером в одной из них и сдавая в поднаем другую, или обменять их на одну трехкомнатную. И таких примеров множество. И все это оптимизация бюджетных расходов. Только в одной конкретной маленькой семье. А город? Город тоже «семья», но большая, со своими кошельком-казной и огромным хозяйством.
Конкуренции не может быть
Кстати, именно потому, что обе школы являются частью городского хозяйства, говорить о конкуренции между ними и якобы установлении монополии одной после присоединения к ней второй, мягко говоря, некорректно. Понятия монополия и конкуренция применимы лишь для учреждений и организаций разных форм собственности. Например, конкуренции между общеобразовательными школами нет и быть не может. Все они муниципальные, а вот частная школа с ними может конкурировать сколько угодно. Это во-первых. Во-вторых, конкурировать музыкалки не могут по той причине, что учат одному и тому же. Отделения обеих школ дублируют друг друга. И там и там есть классы фортепиано, ударных инструментов, трубы, аккордеона, баяна, гитары, виолончели, домры, балалайки. И никто их упразднять не собирается. Разве что альта в «Балтике» нет. Но ведь этот класс перейдет сюда из музыкальной школы вместе с детьми и преподавателями.
Как и 29 педагогов других классов и дисциплин, которые тоже приведут своих воспитанников под крышу «Балтики». Сократят лишь 3 вакантные, никем не занятые и не планируемые к укомплектованию должности преподавателей. Что позволит высвободить 296 тыс. рублей в год. Кто-то скажет, мол, это давало возможность доплачивать учителям премии за счет фонда оплаты труда. Однако думается, что педагоги не пострадают. Если в музыкальной школе они получали в среднем 14 440 рублей в месяц, то среднемесячный заработок в «Балтике» составляет 17028,80 рублей.
О сокращениях
Большое, если можно его так назвать, сокращение коснется только административно-управленческого аппарата: должностей директора, главного бухгалтера, зам директора по АХЧ, старшего кассира и секретаря. При этом и бухгалтер, и ведущий экономист, и документовед, и библиотекарь, и настройщик пианино и роялей останутся на своих местах. А сэкономить удастся почти миллион. И еще 234 тысячи рублей, сократив сторожей и направив в первый год эти деньги на оборудование помещений, которые, кстати, тоже никто не собирается у школы отбирать, сигнализацией.
Вопрос на заседании рабочей группы возник лишь по квартире в жилом доме, где занимается группа гитаристов. В самом деле, может, лучше ее отдать под жилье, скажем, нуждающемуся в нем школьному учителю или врачу? А музыкантов, наверное все же доставляющих какие-то неудобства жителям соседних квартир, разместить под крышей основного здания «Балтики»? Представляется, что и расписание можно соответствующим образом составить, да и помещений в музыкально-хоровой школе для этого достаточно.
О местах
К слову о помещениях. У музыкальной школы их сегодня четыре общей площадью 625,8 кв.м. А учится в ней 262 ребенка. Выходит, на одного приходится всего-то 2,39 кв.м. И это не учитывая, что часть площади занимают кабинеты той же администрации школы и обслуживающего персонала. «Балтика» же располагает 2919,2 кв. м. для 524 детей. Получается 5,57 кв.м. на одного воспитанника. Спрашивается, кто же выиграет от присоединения? Даже если квартиру передать в жилфонд, условия для учащихся после реорганизации станут менее стесненными.
Да и нынешнее состояние помещений музыкальной школы, кажется, никаких других, кроме уныния, чувств не вызывает — ее основные фонды изношены на 89,9 процента. Необходимость ремонта уже давно назрела. Кстати, в «Балтике», хоть и там есть что освежить и привести в порядок, этот показатель куда лучше: всего 29 процентов. Вот тут-то самое время вспомнить о сэкономленных от сокращения управленческого аппарата средствах. Их ведь отбирать у вновь созданной после присоединения школы не планируется — общий объем финансирования останется прежним. Надо полагать, полутора-двух миллионов в год вполне хватит для поэтапного ремонта классов и студий. А дальше — больше: новые учебники, оборудование и инструменты.
Кто-то скажет, ну это цифры, сухое, мол. Люди-то где, человеческий фактор? Так они ж за цифрами: и зарплата, и условия, и инструменты... А что до настроения, то многие педагоги музыкальной школы давно просятся в «Балтику», да только мест там не было.
Сомнения — от лукавого
А творческие коллективы, что будет с ними? Да на здоровье! Кто сказал, что студийную работу вне основных занятий отменят? Есть желание у преподавателя, детей — пожалуйста, дерзайте! Участвуйте в конкурсах, фестивалях. Награды «Балтики» — яркое тому подтверждение.
А свидетельство об окончании школы и возможность поступить в музыкальный вуз? Так и здесь проблема надуманная. Образовательная деятельность «Балтики», в которой, между прочим, трудятся 16 преподавателей с консерваторским образованием, лицензируется так же, как и у любой другой музыкальной школы. И в музыкальное училище или консерваторию ее выпускники при желании поступают, ничуть не уступая другим.
Словом, не проиграют сосновоборцы от реорганизации музыкальных школ, а только выиграют. И ясно это, как божий день. А что до сомнений... Они хороши, когда у инициаторов какой-либо идеи аргументов нет. В нашем же случае, они, скорее, от лукавого.
Ринад Арибжанов, член рабочей группы по реализации 83-ФЗ