Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
Поезд и на больших сроках поездки переносится легче, ибо всегда есть возможность встать, немного пройтись, полюбоваться относительно медленно проплывающим пейзажем. К сожалению, пейзаж — это обычно плотный ряд деревьев или совершенно непрезентабельная часть населённых пунктов — железную дорогу почему-то всегда кладут именно так.
Путешествуя на автомобиле, можно преднамеренно заехать в более зрелищную часть города или остановиться на «зелёной» стоянке для отдыха и разминки конечностей, что, правда, заметно сказывается на общей скорости поездки, но в остальном это те же деревья по сторонам и серая полоса асфальта впереди.
Зато обзор до горизонта открывают морские круизы. Вот только через пару часов созерцания необъятной стихии лично у меня в организме возникают признаки меланхолии, от которой с корабля никуда не скрыться, даже если это огромный лайнер...
В этот раз опробовал ранее популярный, а ныне почти забытый способ путешествия — речной круиз. С одной стороны, такой способ вмещает в себя комфорт, те есть присутствует гостиничный сервис проживания, питания и развлечений, с другой стороны, предоставляется более широкий и познавательный обзор, который дополняется достаточно длительными остановками и экскурсионными программами в точках интереса.
Отчалив от стенки Речного вокзала Питера, я с удовольствием полюбовался видами Невы, чьи берега, особенно в окрестностях города, уже практически недоступны из-за заборов. Но исторические места, как-то: «Невский пятачок» крепость Орешек, место битвы Александра Невского со шведами в Усть-Ижоре — ещё вполне доступны для обозрения.
Северо-восток Ленинградской области мне всегда казался глухой окраиной, пока не посмотрел свирские гидроузлы. А каскад шлюзов на Вытегре, самый высокий из которых поднимает на 17 метров, производит, не постесняюсь штампа, неизгладимое впечатление. Проход мимо Череповца, через дымы и чад «Северстали», убедительно показывает, что пренебрежение к проблемам экологии крайне чревато в последующем...
Маленький вологодский городок Вытегра появился благодаря водному пути, да, пожалуй, и до сих пор существует при речном тракте. Население около 10 тысяч человек, две школы учат 600 учеников и одно ПТУ их доучивает... И тем не менее в городке 4 музея, два из которых мне удалось посетить. Это музей, посвящённый строительству Волго-Балтийского канала, и подводную лодку Б-440, причём не без интереса.
Ветшающие исторические здания там разрешают перестраивать с сохранением внешнего облика — и это при общей запущенности городка. А статуи Ленина, Кирова, стела юбилею комсомола не только сохранены и хорошо выглядят, но и вызывают в душе ностальгические порывы! Видны там и остатки Мариининского водного пути, предшественника Волго-Балта,— интересно сопоставить масштабы бывшего и нынешних гидроузлов...
Другой городок, вызвавший мой интерес уже в Ярославской области, — Мышкин — глухомань не меньшая! Чуть менее 6 тысяч населения. Как рассказывала местный экскурсовод, «у нас есть всё, как в больших городах, только по одному: один причал, один фонтан, один лифт...» Одно предприятие, где 10 работниц валенки валяют. И тем не менее за навигацию здесь швартуется до 400 круизёров (против двух — десять лет назад), хотя здесь нет ничего! Кроме «мыши»... Сумев добыть деньжат, городок не «пропилил» их, а вложил в «раскрутку» собственного названия. Начиная от разнообразных сувениров в виде мыши и заканчивая мышиным дворцом с экскурсионно-развлекательной программой. Кстати, дворец вполне себе дворец, да и программа отрежиссирована и костюмирована совсем не на провинциальном уровне. Кроме того, они попытались привести в какой-то законченный вид все те исторические сооружения, которые доковыляли до нашего времени. В итоге в этом городке 25 музеев и большинство интерактивны, т. е. экспонаты не лежат под стеклом, а действуют, как, например, кузнечная или гончарная мастерские, мельница. То, что ценил в зарубежных культурных центрах, оказывается, успешно применяется и у нас! В итоге двухчасовая экскурсия по городу пролетает на одном дыхании.
А Мандроги — это вообще ничего! Деревня Верхние Мандроги была уничтожена ещё в войну, ближе к нашему времени в этих местах отстроили торгово-развлекательный новодел, поставили суши-бар, музей водки да привезли пару-тройку уцелевших изб из окрестностей... Вкупе с простеньким зоопарком да пением хором это привлекает такое количество туристов, что наш пароход швартовался вторым рядом! Честно говоря, смотреть в здешних топях, по мне, особо нечего, но посидеть, поболтать с мастеровыми-художниками, всю навигацию гастролирующими здесь, оказалось интересно...
А вообще, с учётом разветвлённости водных путей нашей Родины, можно успешно разнообразить направления и даже климатические зоны речных путешествий. Самая большая проблема, пожалуй,— найти бюджетного перевозчика! Ибо туризм по России традиционно дорог ценой и чреват «неплановыми приключениями». К счастью, при достигнутом уровне жизни любить Родину стало более-менее доступно, ну а к подобным приключениям мы с детства тренированы!
Артём Буглов
Город Мышкин. Мышиный король с королевой встречают гостей
Река Вытегра. Каскад шлюзов
Мандроги
Вытегра. Остатки канала Мариининской водной системы, раньше по нему шли суда с Волги на Питер
* * *
P.S.:
Наши окрестности, конечно, более благодатны — в сосновоборской округе есть действительно исторические места и сооружения, от совсем древней Копорской крепости и до фортификаций Серой Лошади и Красной Горки, от дворянских усадеб и до «паровозного» музея в Лебяжье. Но нет у нас того подхода, который бы позволил сделать эти места доступными и интересными, при том что это не только история, но и, при правильном подходе, экономическое благополучие местных жителей — не растрепать бы под частную собственность.
Поселок Лебяжье. Железнодорожный музей