Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Один округ — один депутат

Вадим Рябов предлагает применить систему перс­ональной ответственности

07.04.2014  -  00:00

— Вадим Станиславович, Законодательное собрание Ленинградской области рассмотрело и приняло проект областного закона, который регулирует порядок проведения и подготовки выборов и референдумов в Ленинградской области. У нас в Сосновом Бору в сентябре должны состояться выборы совета депутатов. Поэтому было бы интересно услышать, что несет нам новый закон?


— В законе есть ряд чисто технических моментов, которые интересны в первую очередь кандидатам, для остальных жителей Ленинградской области важно следующее: муниципальные выборы в дальнейшем будут проходить по мажоритарной системе, а не пропорциональной или смешанной, как это было ранее. Таким образом, областной закон будет приведен в соответствие с поправками в федеральном законодательстве.
Сегодня государственный подход состоит в том, что муниципальные власти должны быть как можно ближе к людям. В переводе на «русский язык» это значит, что в городские советы больше никто не сможет избираться, пользуясь авторитетом партии, нужно будет опираться на собственные дела и репутацию. Партии будут поддерживать выдвижение кандидатов, но «попасть во власть как пассажир» будет практически невозможно. По моему мнению, это более честная ситуация.
На федеральном уровне, может, и надо сохранять смешанные выборы, чтобы содействовать развитию партийной системы, но на местных выборах должны соревноваться в первую очередь люди, их программы, их понимание будущего города. При таком подходе в советы депутатов будет попадать меньше случайных людей, которым нечего сказать избирателю, кто не сделал и не планирует работать на благо города. В этом случае, несомненно, вырастает персональная ответственность депутата перед людьми, избравшими его.

— Как это все отра­зится на выборах в совет депутатов Соснового Бора?
— Напрямую — никак. Ранее мы уже выбирали депутатов по мажоритарной системе, потом в закон были внесены изменения, которые обязали нас иметь партийные списки, сейчас ситуация должна вернуться к первоначальной. Но есть одно «но». Действующий совет был избран по системе четырех пяти-мандатных округов. То есть город разбивался на четыре части, и в каждой такой части выбиралось пять депутатов. Это, бе­зусловно, не партийное голосование, люди выбирают людей, но, тем не менее, ответственность депутатов так же абстрактна, как и в случае с голосованием за партию.
Практика показывает, что избиратель не понимает в таком случае, к кому и по каким вопросам ему обращаться. Плюс есть еще один момент, связанный с моментом голосования. Мы провели исследования, и они показали, что при голосовании за пять кандидатов избиратель ставит «галочки» осознанно только за трех, оставшиеся два выбираются по принципу «слышал — не слышал». То есть мы можем предположить, что в нашем городском совете сейчас заседают около восьми человек, которые были избраны таким вот случайным способом. А когда ты не знаешь цену доверия людей, будешь ли ты ценить то, что они тебе дали?
Так же растет, пусть и незначительно, количество людей, особенно пенсионного возраста или просто невнимательных, кто ставит не пять отметок в бюллетене, а меньше или больше. И если в случае меньшего количества ваш голос учитывается, то при шести «галочках» бюллетень признают недействительным. Наш город не очень большой, и поэтому важно мнение каждого.
Поэтому, на мой взгляд, депутатам целесообразно рассмотреть вопрос о переходе на систему одномандатных округов, двадцать округов — двадцать депутатов. Простая и понятная система. Каждый избиратель знает своего депутата. Каждый депутат знает свою территорию и своих избирателей. Понятно, что все они должны совместно решать общегородские задачи, такие как принимать бюджет, определять источники его наполнения, но если в этом всем не учтены интересы конкретных людей, тогда зачем вообще выбирать депутатов. При таком подходе можно поручить это делать администрации.
Один округ — один депутат. Не работаешь с людьми на округе — в следующий раз не изберут, тут партией не прикроешься. Тогда слова о персональной ответственности перед жителями перестают быть просто красивой фразой. И еще, в этом случае становится возможной процедура отзыва депутата избирателями по результатам деятельности. То есть если народный избранник не работал 2 года, то, скоре всего, он и в оставшееся время не начнет этого делать. Зачем жителям ждать, когда кончится срок его полномочий, если они его могут «уволить» раньше. Конечно, процедура должна быть детализирована до мелочей, но как минимум, становится возможной.

— От кого зависит, будет ли у нас такая прогрессивная система выборов или все останется, как есть?
— Последнее слово за депутатами сосновоборского совета депутатов как представителями избравшего их города. Для того, чтобы новая система была принята, нужно внести изменения в Устав города, за которые должны в свою очередь проголосовать не менее двух третей депутатов. В целом это довольно кропотливая юридическая процедура, которая предполагает целый ряд действий, в том числе регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Поэтому, если мы хотим в сентябре выбирать новых депутатов по-новому, надо уже сейчас начинать обсуждать и действовать.
Я со своей стороны, как депутат Законодательного собрания, инициирую обсуждение в знаковых для нашего города общественных организациях, политических партиях и, конечно же, в совете депутатов. Заодно и посмотрим, кто боится честных выборов, а кто нет.

Вячеслав Борисов

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика