Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Они не воевали на этом пятачке... Кто помог выстоять Ораниенбаумскому плацдарму, и кто не дал забыть о героях

Анатолий Стаселько
24.01.2019  -  16:58

Здесь героического прошлого с грядущим мы ощущаем кровное родство. Так с полным правом можно сказать о нашем городе, особенно в такие дни, как сейчас, в канун знаменательной даты — 75‑летия полного снятия блокады Ленинграда. Нынешний праздник традиционный, но в то же время особый. И не только потому, что юбилейный.

Прежде всего  благодаря заботам  Антона  Фроля в окрест­ностях  Сос­нового Бора появилось восемь обелисков и памятников. Пусть скромных, неброских. Но разве это главное?! (фото: Юрий Шестернин, архив «Маяка»)
Прежде всего благодаря заботам Антона Фроля в окрест­ностях Сос­нового Бора появилось восемь обелисков и памятников. Пусть скромных, неброских. Но разве это главное?! (фото: Юрий Шестернин, архив «Маяка»)
За почти три четверти века после Дня победы сложился определённый ритуал проведения подобных торжеств. Их неизменная часть — выступления защитников Ленинграда и блокадников с воспоминаниями о войне. Но нынешний юбилей, тем более предстоящее 75‑летие Дня победы, возможно, станут последними, когда ветераны рядом с нами. Это горько осознавать, но время неумолимо.
По мере того, как уходят участники войны, при их жизни названой Великой и Отечественной, всё большую значимость приобретают архивные документы, труды историков и мемуары, кадры кинохроники и, конечно, памятники. Они имеют неоспоримое преимущество — памятники всегда на виду. Именно они будут напоминать нашим потомкам о такой далёкой для них войне. Ведь памятники и память слова однокоренные.

Мы помним эти имена 

Думается что сегодня, когда всего несколько дней отделяет нас от знаменательной даты –75‑летия полного снятия блокады, уместно вспомнить двух наших земляков, лично причастных к сохранению памяти о защитниках Ораниенбаумского плацдарма.
Да, именно так можно сказать об Александре Ивановне Крутяковой (Анисимовой) и Антоне Антоновиче Фроле. Их жизненные пути-дороги пересеклись здесь, в Сосновом Бору, но были схожи с юности.
На фронт они ушли добровольцами. В августе 41‑го сражались в местах, которые вскоре стали Ораниенбаумским плацдармом. Вместе с однополчанами отступали и шли в наступление. Были ранены, лечились и возвращались в строй. Но очередное, четвертое по счету, ранение уложило командира противотанковой истребительной батареи лейтенанта Анисимову в госпиталь надолго. Из него Александра (тогда Саша) вышла инвалидом первой группы и осталась им до конца жизни. Приступы болезни повторялись неоднократно. Но хворям вопреки она закончила во Львове педагогический институт, работала учителем, занималась военно-патриотическим воспитанием школьников, вела общественную работу.
В 1969 году семья Крутяковых переехала в Сосновый Бор. И именно здесь в полной мере раскрылись деловые и человеческие качества, организаторские способности Александры Ивановны. Она участвовала в создании городского совета ветеранов войны и секции ветеранов Ораниенбаумского плацдарма. В школе № 1 создала первый тогда Музей боевой славы и отряд красных следопытов. Ребята под руководством Крутяковой разыскали около трех тысяч защитников плацдарма. Многие из них приезжали потом в Сосновый Бор для участия в традиционных ежегодных встречах. И ещё один показательный факт. В 1975 году, в год тридцатилетия победы, школьный музей из небольшого тогда города Сосновый Бор занимает первое место среди аналогичных музеев Советского Союза и получает главный приз, учреждений «Учительской газетой». У Александры Ивановны к многочисленным боевым наградам добавляется грамота Советского комитета ветеранов войны. В последующие годы она выступила инициатором создания музея в школе № 5 и переоборудовала музей в школе № 3. А когда по состоянию здоровья Александра Ивановна была вынуждена оставить эту работу, она стала собирать материалы об Ораниенбаумском плацдарме и составила картотеку его защитников, проживающих в Сосновом Бору.
В канун 60‑летия Великой Победы увидела свет книга «Искры вечного огня». На её заглавной страничке читаем: «Идея издания книги, поиск и сбор документальных материалов: Александра Ивановна Крутякова».

В деревню Устье Антон Антонович Фроль перебрался из Ленинграда в 1954 году. Тогда многое в её окрестностях напоминало о такой еще близкой войне. Не было памятников, тем более мемориалов, одни захоронения. Как знать, может быть, именно это стало первым толчком, который годы спустя превратился в дело его жизни.
На рыбзаводе, а затем заводе металлоконструкций он проработал недолго. Основным этапом трудовой биографии стал НИТИ. Как работал участник войны? Здесь к его боевым наградам прибавился орден Трудового Красного Знамени. К этому вряд ли нужно что-то добавлять.
Страстный любитель природы, Фроль задолго до того, как словосочетание «экологическое воспитание» вошло в наш обиход, организовал школьное лесничество. А в «Маяке» в частенько публиковались его талантливые фотозарисовки о лесном и водном мире.
А теперь о том, что со временем стало делом чести и совести. Он сам взвалил его на себя, став организатором и исполнителем. Антон Антонович объединил в себе архитектора и прораба, автора эпитафий и рядового строителя. И иногда ему помогали добровольцы. Но, конечно, прежде всего благодаря заботам ветерана в окрестностях Соснового Бора, поднялся обелиск на месте гибели Героя Советского Союза В. Вересова и еще семь памятников (всего восемь). Пусть скромных, неброских. Но разве это главное?! А сколько осталось нереализованным! В последние годы своей жизни Антон Антонович особенно был одержим идеей создания памятника тем юным, кто ушел до своего совершеннолетия на войну, и не вернулся, не узнал, что такое нормальная жизнь, взрослая.
Как же назвать то без преувеличения великое дело, что на протяжении более двадцати лет творил заслуженный ветеран и большой души человек Антон Антонович Фроль? Патриотической работой? Нашей данью тем, кто в кровавом бою защитил нашу землю, но сам не дожил до Дня Победы? А может, назвать эту работу ещё одним напоминанием нам, живущим, о том, какой ценой завоёвано чистое небо над головой…
Такими они были, Александра Ивановна Крутякова и Антон Антонович Фроль, такими остались в памяти тех, кто их знал. Их работа на благо нынешних и грядущих поколений сосновоборцев получила высокую оценку. В числе первых им одновременно было присвоено звание «Почетный гражданин города Сосновый Бор», а на домах, где они жили, установлены мемориальные доски.

Это нужно живым 

Из всех войсковых частей, воевавших на Ораниенбаумском плацдарме, сосновоборцы больше всего знают о 5 отдельной бригаде морской пехоты. Почему — понятно. Рубеж обороны, который она занимала на Воронке, в послевоенные годы совпал с границей нашего городского округа. Местом встреч ветеранов бригады стал наш Сосновый Бор, где их радушно принимали и жители, и власти города. Именно представители 5 ОБМП выступали на торжественно-траурных митингах в Устье и на Воронке. Бригаде были посвящены экспозиции школьных музеев.
Но многие ли знают о том, что на плацдарме на протяжении всей блокады действовала своя железная дорога, а специальная бригада ловила рыбу в заливе?
Многие годы и железнодорожники, и рыбаки оставались в тени пятой отдельной морской бригады. Да, в отличие от воинов Красной Армии и Флота, они не встречались с врагом лицом к лицу на переднем крае. Но тыла, в его классическом понимании, на плацдарме не было. Фронт был везде.
Уловы доставались дорогой ценой. В первый выход на лёд 22 ноября 1941 года (рыбаки были без масхалатов) их обстрелял самолет. Погибли Николай Басалаев и Маркел Иванов. Заблудилась в темноте, возвращаясь на берег, и замёрзла А. Хоменко. Но никакие преграды не останавливали рыбаков, вернее, рыбачек — мужчины в бригаде были наперечёт. А вот цифры, характеризующие их работу. В декабре 1941 года рыбаки поймали 70 тонн, в 43‑м‑265 тонн, а в 1944 почти вдвое больше.
Свежая рыба, в том числе корюшка, которая и в мирные годы считается деликатесом, была весомой добавкой к скудному блокадному пайку. Но до сих пор ничто в нашем городе не напоминает об этом без всякого преувеличения трудовом подвиге рыбаков, которые в голод и холод, под бомбёжками и обстрелами находили силы помогать защитникам плацдарма.
Разговоры о необходимости увековечить их подвиг периодически возникали. Но этим всё и ограничивалось… О железнодорожниках плацдарма вспоминали десятилетия спустя после Дня победы и установили скромную мемориальную табличку на здании вокзала станции Калище. Но железнодорожники заслуживают большего.
При отсутствии горючего для автомобилей крошечная железная дорога Ораниенбаум — Калище была основной транспортной артерией плацдарма. Грузы для нее доставлялись по маршруту Лисий Нос-Кронштадт-Бронка, а далее поездами. Угля не было. Паровозы отапливались дровами. Для их загрузки в тендеры в Лебяжье соорудили специальную эстакаду. И наконец главное, что обеспечивали железнодорожники — движение двух бронепоездов «Балтиец» и «За Родину». В августе 41‑го были подготовлены к взрыву и уничтожению станция Калище, мост через Коваш, водонапорная башня. Но личный состав бронепоездов не дал этого сделать, сохранив их от разрушения.
Находясь круглосуточно в трехминутной готовности, бронепоезда оказывали огневую поддержку нашим сухопутным силам, участвовали в образовании Ораниенбаумского плацдарма и защите его рубежей. Все это стало возможно благодаря самоотверженной работе железнодорожников. Они содержали путевое хозяйство в порядке, насколько это было возможно во фронтовых условиях….
Полтора года отделяют нас от 75‑летия Дня победы. Нет сомнения, что оно будет отмечаться широко и торжественно. Подготовка к юбилею уже началась. Сосновый Бор, конечно, не останется в стороне. И очень хочется, чтобы на торжествах, посвященных юбилейному Дню, вспомнили и воздали, наконец, должное самоотверженному труду рыбачек Устья и железнодорожников Ораниенбаумского плацдарма в годы войны.
Да, их уже нет среди нас, но это нужно сделать как во имя ныне живущих, так и грядущих поколений сосновоборцев, ибо память о той Великой и Отечественной войне должна передаваться от поколения к поколению, как эстафета 

При подготовке публикации использованы: книга воспоминаний «Ораниенбаумский плацдарм», книга К. Ренделя «Сосновый Бор», книга группы авторов «Искры вечного огня» 
Яндекс.Метрика