Моей бабушке, Чердынцевой (Дмитриевой) Надежде Павловне, было всего 22 года, когда началась война, а ее сестре Вере — 20 лет. Стоял вопрос об эвакуации, но они отказались и остались в родных Калищах, как и многие другие жители.
Женское население подменило мужчин, ушедших на фронт. Пилили лес, от голода шла кровь из носа, все руки в мозолях. Летом ели лепешки из лебеды, а зимой варили ветки и клейстер.
Надежда Павловна.
Вера Павловна.
Вся их семья (восемь человек) умерла от голода в первую блокадную зиму. Надя с Верой были дистрофиками, а затем 13 дней лежали в избе без пищи, вскоре закончилась и вода... Когда их нашли бойцы пятой бригады морской пехоты, они уже были на грани смерти и с трудом понимали человеческую речь.
Чудом девушек удалось спасти, потом их призвали в армию. Надя не прошла медкомиссию и вернулась на станцию. Она вывозила раненых защитников Ораниенбаумского плацдарма из-под Готобужей. Ремонтировала железную дорогу, которую постоянно бомбили немцы. Награждена медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великую Отечественную войну».
Сейчас бабушке 91 год, здоровье неважное, но духом бодра, разгадывает кроссворды, много читает и ходит в лес за грибами. Вырастила двух дочерей, вынянчила внуков и правнуков.
Ее сестру Веру в августе 1942-го зачислили санинструктором в саперную роту пятого ОБМП. Со своими бойцами–саперами Вера дошла до Германии. На реке Одер получила ранение и была комиссована. Награждена орденом Великой Отечественной войны 2-й степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За отвагу» и другими. Умерла в 2003 году.
В то военное время вся молодежь уходила на фронт, совсем юные, почти девчонки. Они защищали свою Родину вместе с отцами, мужьями, братьями, выполнив с честью свой долг.
Л. Матыцина