Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
Мальчишки и девчонки бойко отвечают на вопросы викторины, радостно подключаются к подвижным играм и танцам. У них сегодня интересные гости! Волонтеры молодежного центра «Диалог» устроили для ребят из Сосновоборской специальной школы развлекательно-развивающую программу.
Пока из зала доносятся музыка и смех, в светлых коридорах тихо. На стенах яркие детские рисунки и аппликации. Их сотворили чьи-то старательные и явно добрые ручки.
— У нас есть очень творческие ученики, мы восхищаемся их работами, они потрясающе рисуют, рукодельничают, вышивают, шьют — очень доверчивые, исполнительные и доброжелательные ребята, — рассказывает директор Лариса Арнольдовна Туранова.
Школа на Ленинской, бывшая коррекционная, — областное учреждение, реализующее адаптированные образовательные программы. Здесь обучают детей с особенностями.
Сейчас в школе обучается 61 ребенок с разной степенью ментальных нарушений, 43 из них инвалиды. С 13 детьми педагоги занимаются на дому из-за состояния их здоровья.
В школу принимают по заключению психолого-педагогической комиссии. Для каждого воспитанника, пояснила Лариса Арнольдовна, разрабатывается индивидуальная образовательная программа, с детьми занимаются учителя, тьютор, психолог, логопед, В маленькой школе в штате 21 специалист. Для детей с легкой степенью умственной отсталости в классах не более 12 человек, с тяжелой — до 5.
Ребята с легкой степенью, если им помогать, обычно адаптируются к самостоятельной жизни, получают профессию, создают семьи, рожают здоровых детей. После окончания школы они могут поступить, например, в Кингисеппский колледж технологий и сервиса, в Беседский агропромышленный техникум, в Петербургский колледж «Краснодеревец» или во Всеволожский мультицентр.
Пока наше ПТУ-36 не стало учреждением среднего профобразования, дети из «коррекционки» обучались на поваров или столяров. И сейчас им могут давать те же навыки, но «корочки» не положены.
С детьми с множественными нарушениями развития сложнее. Диагноз «необучаемый» в России теперь не ставится: по закону каждый ребенок имеет право на образование. Но даже если педагогам и упорным родителям удается добиться прогресса в развитии ребенка с тяжелыми патологиями, дальше-то что? После спецшколы он выпускается… в никуда. Родители со страхом ждут этого момента, пытаются отстрочить расставание со школой, радуются, если ребенка оставляют на второй год.
Детей, нуждающихся в обучении по адаптированным программам, с годами меньше не становится, поделилась Лариса Арнольдовна. В школе, бывшем детсаду ЛСК, не хватает помещений. Чтобы принять 15 первоклассников, включая «тяжелых» деток, нужны 2-3 новых класса, а освободится летом только один. Спортзал в школе отсутствует. Много лет лежит на полке проект расширения здания, со спортзалом, тренажерами, медблоком, кабинетом ЛФК и мастерскими.
Как уверяют специалисты, обучение таких детей в обычной школе по обычной программе является нарушением их прав. Инклюзивное образование требует немалых вложений, да и наше нетолерантное общество к нему просто не готово.