Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
— Долго. Потому что цена очень высокая за Победу заплачена. У нас в семье всех мужчин война забрала. Хорошо, отец в начале 1945-го родился.
— Но эмоционально сегодняшние парни и девчонки ту войну уже мало воспринимают. Для многих, что Сталинградская, что Бородинская битва — почти равноудаленные события…
— Есть опасность «запраздновать» Победу, «замахать» флагами…Знаете, есть в районе Воронки памятники на месте сожженных в войну деревень? Небольшие обелиски в память о воинах и просто скромные знаки — что стояла деревня такая-то и сожжена в войну … Они в глуши, куда у подростков нет шансов попасть, если их не привести туда. А люди жили там веками. Готобужи, Старый Смольный, Средние, Малые и Верхние Лужки, Елизаветино. Война стерла их с лица земли.
— В эти памятники вложили свой труд сосновоборцы, и вдохновителями были фронтовики — такие, как замечательный Антон Антонович Фроль, он и пацанов умел увлечь. Но со временем истончается ниточка живой связи с поколением воевавших, они уходят к своим погибшим товарищам, и представление о войне становится книжно-киношным.
— Вы правы. В 1998 году с теми «далёкими» памятниками меня познакомил Николай Федорович Соломаха, мы с ним и речку вброд переходили, и через чащобу пробирались. Я понял — великие места, надо тащить сюда наших городских ребят. И мы начали ходить в походы. За эти годы человек 500 ребят побывали и увидели памятник на месте сожженной деревни «Старый Смольный», памятник «Родник», памятник в бывшей деревне Средние Лужки, памятник Герою Советского Союза В.И. Вересову и расчету А.С. Бухтиярова в Верхних Лужках, памятник «Два штыка».
Этим летом (в другое время туда не проехать) тоже повезем подростков из трудовых бригад в сторону Елизаветино. Приезжаем на автобусе, разбиваем лагерь. Костер, песни, разговоры за жизнь, а наутро отправляемся по маршруту и приводим в порядок памятники. Что-то подправить, подкрасить, убрать мусор.
Самые незабываемые были походы, когда удавалось позвать с нами бывших жителей тех деревень — некоторые живут в Сосновом Бору, а тогда были детьми. Это эмоционально цепляет ребят, когда они узнают, как жили здесь люди, пока не случилась война. Я по себе знаю. Помню, как приезжал пацаном на Украину и слушал рассказы прабабушки, бабушки (прадед и дед погибли) про войну, которые в чем-то не совсем совпадали с учебником истории. А я с ними спорил, говорил: да ты, бабуля, наверно, уже всё забыла и путаешь.
— Вы приурочиваете свои походы к 9 мая?
— Нет. Не надо считать, что «мероприятие» к дате — оно «более патриотичное». Вообще, участие подростка в любом благом деле (ухаживает ли он за памятником, приносит старушке продукты, или убирает мусор в парке) — это и есть патриотизм, потому что делает — для людей. А походы к памятникам — это и изучение своего края, и истории, и общение со сверстниками и взрослыми, и посильный труд — память не на словах, а на деле…
Когда к памятнику подходишь — он уныло выглядит. Много месяцев дождь, снег, солнце, ветер его испытывали на прочность. А потом, уходя после работы, оглянешься с горки, а он — засиял, будто расправил плечи — стоит одинокий, но не брошенный, яркий. Память жива.
Фото: из архива Михаила Курочки. Ребята из «Диалога» ухаживают за памятным знаком, установленном на месте гибели Героя Советского Союза В. И. Вересова, в районе бывшей деревни Верхние Лужки.