Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Пилотный проект — Сосновому Бору?

Третий семинар по ПЗРО акти­висты покидали в знак протеста

13.09.2012  -  00:00

«Когда начнется разговор по теме?» — такие вопросы прозвучали в большом зале здания администрации после второго доклада в рамках семинара по ПЗРО (Пункт захоронения радиоактивных отходов), прошедшего 6 сентября. Тема третьего по счету семинара была озвучена заранее: «Градостроительные аспекты размещения ПЗРО: влияние планируемого объекта на социально-экономическое развитие Сосновоборского городского округа». Однако из семи включенных в программу докладов название лишь последнего — «Градостроительные аспекты» — действительно соответствовало заявленной теме, но он так и не прозвучал.

Пилотный проект —  Сосновому Бору?
Пилотный проект — Сосновому Бору?

Некоторые активисты от ветеранов атомной промышленности и общественных организаций возмутились несоответствием семинара теме и покинули зал. Стоит напомнить, что третий семинар изначально был намечен на конец июля, сразу после двух первых, вызвавших общественный резонанс, но по инициативе Росатома его перенесли на сентябрь.
Из семи запланированных докладов сделаны были пять, и первый из них оказался, кстати, весьма познавательным.

Как это делают во Франции
Старший эксперт французского национального агентства по обращению с радиоактивными отходами Патрис Вузар рассказал о том, как к проблеме долговременного хранения РАО подходят в одной из самых насыщенных атомными предприятиями стране.
По его словам, агентство имеет три пункта захоронения низко- и среднеактивных РАО.
Первый из них — в департаменте Манш уже заполнен отходами (полмиллиона кубометров). Он был закрыт для приема РАО в 1994-м году, теперь находится под наблюдением и будет пребывать в этом состоянии несколько сотен лет.
Еще два пункта созданы в департаменте Об — на 1 миллион кубометров РАО и на 650 тысяч кубометров. Все ПЗРО находятся на поверхности и изолированы от грунтовых вод.
Что касается могильника для захоронения высокоактивных РАО, то по закону, принятому во Франции в 1991 году, было отведено 15 лет (!) на изучение и подготовку вопроса. Была создана лаборатория (без наличия радиоактивных веществ) на глубине 500 метров в бентонитовых глинах для изучения герметичности этих глин и других параметров. Данные этой лаборатории доступны и для исследователей из других стран. Она будет действовать до момента ввода в эксплуатацию самого объекта по захоронению РАО.
Причем момент определен пока лишь предварительно — 2025 год. Хранилище, по словам докладчика, будет построено только после общественных дебатов, которые назначены на 2013-й год. «Если общественное мнение будет против объекта,— сказал гость из Франции, — то мы не сможем его создать».
Может быть, еще и поэтому много внимания во Франции уделяется информированию общественности. При каждом атомном объекте создается комиссия по информированию под руководством местных властей, включающая представителей власти, общественности, неправительственных организаций, экспертов и эксплуатирующей организации атомного сектора.
Примечательно, что во Франции принят закон о возможности возврата подобного объекта. Это означает, что при определенных условиях могут быть извлечены даже уже захороненные отходы, а хранилище закрыто.

Как это планируют у нас
Второй докладчик главный специалист проектного офиса «Создание системы обращения с РАО» Дирекции по ядерной и радиационной безопасности Госкорпорации «Росатом» Татьяна Ракитская продолжила тему и рассказала о государственной стратегии России в области обращения с РАО.
Существенное отличие от Франции, где за РАО отвечает одна организация,— в разделении функций в этой сфере в нашей стране. В России органом по управлению в области по обращению с РАО является госкорпорация Росатом, а за строительство и эксплуатацию пунктов захоронения РАО отвечает созданная в этом году отдельная федеральная государственная организация — Национальный оператор.
Ракитская не скрывала, что существует ряд проблем, и одна из серьезнейших — отсутствие переходного периода (в отличие от Франции и других стран) после принятия закона об обращении с РАО (в 2011-м году).
Еще только предстоит создать транспортно-логистические схемы для безопасной транспортировки отходов к пунктам захоронения, создать финансово-экономическую структуру процесса захоронения РАО.
Еще одна задача, которая стоит, — вписать систему обращения с РАО в действующее законодательство, которое, по словам докладчика, «пока не готово к таким длительным циклам» (имеются в виду сроки действия пунктов захоронения — сотни лет).
Из доклада стало очевидно, что система находится в самом начале своего становления. Тем не менее на вопрос из зала о сроках строительства ПЗРО в Ленинградской области Татьяна Геннадьевна ответила так: «К 2016 году хранилища должны быть построены... Уже принято решение, что вся инфраструктура (хранилищ) строится за счет тех организаций, в результате деятельности которых появляются РАО. Начинать собирать деньги на проектирование и на строительство этих пунктов захоронения мы должны уже сейчас. А физически отходы повезут к 2016 году».
При этом на вопрос о том, сколько всего пунктов намечено разместить в России и в Северо-Западном регионе, последовал ответ, что соответствующая схема территоиального планирования будет подготовлена к согласованию в правительстве лишь к концу следующего года.

Дискуссия не состоялась
Больше всего пришедших на слушания сосновоборцев интересовали социальные вопросы, заявленные в теме семинара. Но они так и не смогли выяснить — а какие же именно преимущества принесет реализация проекта ПЗРО сосновоборцам и нашему городу.
Зато в следующем докладе, представленном Сергеем Дерябиным из РосРАО, вниманию участников семинара были предложены весьма заинтересовавшие их карты-схемы, на одной из которых хранилище в Ленобласти было отмечено как региональное и единственное на Северо-Западе, а на другой — как локальное и одно из трех. Какая схема точнее — выяснить не удалось, но зал услышал подтверждение тому, что планируемый Пункт захоронения РАО в Сосновом Бору — это пилотный проект.
Сосновоборцы, терпеливо выслушавшие доклады не по заявленной теме, были немало удивлены, когда ведущий неожиданно попрощался с залом и объявил семинар завершившимся.
«А как же обещанная дискуссия?» — спрашивали участники семинара, среди которых были представители городских депутатов и активной общественности (к сожалению, не было первых лиц города и руководителей крупных городских предприятий).
Но дискуссия так и не состоялась.
В результате впечатление от семинара осталось странное — как будто с сосновоборцами и ведут обещанный диалог, но — в одностороннем порядке.

Слушания по ПЗРО, возможно, скоро будут назначены
31 августа в Сосновом Бору состоялось заседание рабочей группы по проведению общественных обсуждений материалов ОВОС при создании ПЗРО. Заседание вел руководитель группы — глава администрации Владислав Голиков.
Темой заседания было предстоящее проведение общественных слушаний по Пункту захоронения РАО.
Группа приняла следующее решение. Наряду с заявлением о проведении общественных слушаний заказчику (РосРАО) предложено, помимо подлежащего обсуждению документа (ОВОС — оценка воздействия объекта на окружающую среду), представить еще и другие документы, в первую очередь — отчеты о комплексной оценке воздействия всех предприятий атомно-промышленного комплекса, расположенных на территории Соснового Бора.
Также было принято решение разослать приглашения на слушания (после того, как день будет назначен) в страны Балтийского региона.

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика