Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Пионеры «Ленинского комсомола»

При рождении атомного подводного флота присутствовали наши земляки

31.07.2012  -  00:00

Официально мы отмечаем главный праздник города — его день рождения — 19 апреля. А неофициально еще как минимум три раза — в День строителя, энергетика и, конечно же, военно-морского флота. Ведь наш город славен моряками и особенно подводниками. Среди них были и члены первого экипажа первой атомной подлодки.

Ветерану подразделений особого риска капитану 1 ранга в отставке Николаю Федорову, которого уже нет с нами, довелось принять участие в строительстве первой атомной подводной лодки. В1954 году командира машинно-котельной группы эскадренного миноносца «Ретивый» перевели с Тихоокеанского флота в город Обнинск.
В режиме строжайшей секретности Николаю Николаевичу и его товарищам сообщили, что отныне они являются офицерами подводных лодок, и выдали «форму» — одинаковые синие гражданские пальто, костюмы и шляпы. На атомной станции в Обнинске замаскированных под штатских новоявленных подводников стали готовить к новой специальности.

В августе 1955 года на станции начался монтаж отсеков первой атомной подлодки (Николай Федоров был включен в рабочую группу по наладке оборудования реакторного отсека), а в марте 1956 года состоялся первый пуск реактора.
9 августа 1957 года с традиционным боем шампанского о борт первая атомная подводная лодка ПЛА К‑3 («Ленинский комсомол») была спущена на воду. «Было как-то странно видеть ее на воде непривычно маленькой после эллинга, где она выглядела огромной. Тогда же и стала она на многие последующие годы своей. Как родившийся собственный ребенок», — вспоминал член первого экипажа «Ленинского комсомола», ветеран подразделений особого риска капитан 1 ранга запаса Юрий Михайлов.
После спуска продолжалась еще достройка и швартовые испытания. «Время швартовых испытаний богато событиями, но то, что произошло 19.04.58, требует особого рассказа. Именно в этот день был осуществлен первый пуск реактора — забилось энергетическое сердце корабля, — пишет Юрий Васильевич. — И вот — свой пар. Теперь корабль мог жить своей самостоятельной жизнью, своей энергией, получаемой от реактора. Главный поздравил нас «с легким паром», и, конечно, мы вместе с комиссией сердечно поздравили его с очередной победой нашей науки в технической революции …» После еще долго осваивали новую установку, добиваясь надежности и уверенности в управлении.
1 июля 1958 года на лодке был поднят военно-морской флаг, а 3 июля прозвучала команда: «По местам стоять, со швартов сниматься», и К‑3 вышла в море.
Эта подлодка была экспериментальной, и ее испытания продолжались и на море: скоростные, погружения на ранее недоступную другим лодкам глубину, поход к северному полюсу (по сложности и опасности их можно сравнить с испытаниями нового самолета, только вместо летчика на борту находится целый коллектив специалистов, от слаженности работы которых зависит успех… Начиналась эпоха атомных субмарин.

Подготовлено по материалам сборника очерков истории освоения атомного подводного флота СССР «Одни из первых».

На первой атомной подводной лодке служили сосновоборцы: Юрий Михайлов, Виталий Дейкун, Олег Певцов, Николай Фёдоров



  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика