Вы знаете, что в среднем всего трех учеников из целого 7-го класса можно назвать абсолютно здоровыми? Что существуют так называемые школьно-зависимые заболевания?
О состоянии здоровья детей говорили родители, учителя и врачи на прошедшем в декабре совместном заседании руководителей образовательных учреждений и представителей городского родительского Совета. Подрастающее поколение, согласно статистике, вполне можно назвать поколением «Н», что значит — «нездоровое».
В отличие от школы, в наших детских садах цифры, касающиеся здоровья детей, радуют. Возможностей для оздоровления здесь больше — под контролем специалистов ребенок и поест, и выспится, и погуляет, и займется физкультурой. Эффект налицо: за «детсадовские» годы немало детей по своим показателям переходят в «лучшую» группу здоровья. Принцип дошкольной педагогики — «лелеять каждого ребеночка в группе». Применить этот принцип в школе практически не удается. И если за дошкольные годы здоровье детей в среднем улучшается, то за школьные — увы — наоборот. (Фото Юрия Шестернина)
Тревожные цифры
В целом итоги медосмотра по 7-м классам таковы: по-настоящему здоровыми (1 группа здоровья) можно назвать лишь 6,3% учеников этой параллели. Относительно здоровы, то есть имеют предрасположенность к заболеваниям или функциональные отклонения (так называемая 2 группа здоровья) — 67,2%.
Остальных здоровыми назвать нельзя, так как у каждого из них есть как минимум одно хроническое заболевание или несколько патологий. В 3-ей группе здоровья — каждый четвертый семиклассник. А 1,8% (то есть примерно 1 из 50 ребят этого возраста) попали в 4 группу здоровья, которую точнее было бы назвать группой «нездоровья». Специалисты знают, что к старшим классам картина здоровья школьников изменяется. Причем, не в лучшую сторону.
Получается, что переходя из класса в класс, средний школьник становится все более нездоровым. Эта тенденция известна давно, и с ней пытаются бороться.
И школа, и медики предпринимают самые разные меры, чтобы не только сохранить здоровье детей в процессе обучения, но и улучшить его. Применяются особые
здоровьесберегающие технологии — некоторые школы (например, школа № 7) даже специализируются на этом. Педагоги пытаются по максимуму использовать возможности уроков физкультуры и дополнительного спортивного образования. Но цифры по-прежнему упрямо показывают ухудшение здоровья детей за годы учебы в школе.
В чем причина?
Ухудшение здоровья школьников — это общая проблема. Во всей стране (и не только в нашей) наблюдается одно и то же — чем старше средний школьник, тем слабее его здоровье.
И дело тут не только в школе. Многие ли родители, положа руку на сердце, честно и уверенно скажут, что их ребенок ведет здоровый образ жизни дома? То есть правильно питается, не сидит часами перед телевизором или компьютером, достаточно гуляет, вовремя ложится спать и высыпается, занимается спортом или полезным физическим трудом...
Многие говорят о том, что на здоровье детей отражаются школьные перегрузки. Однако проведенное в Сосновом Бору анкетирование выявило интересные факты: 70% родителей утверждают, что их дети тратят на выполнение домашних заданий не более 2-х часов в день. Опрос самих школьников дал еще более высокий процент — 81,3% учащихся тратят на уроки дома не более 2-х часов в день. Так что в целом сильно перегруженными наших школьников считать не стоит.
Не стоит забывать и общеизвестное — экологические условия ухудшаются, происходит рост патологий беременности, что, естественно, отражается на здоровье новых поколений.
Это — причины, характерные для всей страны.
Но кое-что тревожно именно в нашем городе. Так, например, в последние годы в Сосновом Бору число детей, отнесенных по здоровью к спецгруппам, заметно превышает соответствующие данные и в Ленобласти, и в Москве. На собрании и врачи и педагоги отметили этот факт, но не дали ему объяснения.
Ясно, что причин ухудшения здоровья школьников немало. Но есть и рецепты профилактики.
Как закончить школу и сохранить здоровье
«Кое-чего можно достигнуть уже сейчас,— убеждена врач О. Побиленская, которая курирует здоровьесберегающее направление в школе № 7.— В нашей школе определенные положительные сдвиги есть, и они подтверждаются цифрами».
Приобретается удобная мебель, ведется работа по профилактике заболеваний и целенаправленная работа с родителями.
Члены городского родительского совета обратили особое внимание на питание детей в школах и на одежду детей, которая должна соответствовать сезону. Очевидно, что совместные усилия всех трех заинтересованных сторон — медиков, педагогов и родителей — необходимы.
Однако реальность ставит свои рамки.
Как резонно заметила директор школы № 6 О. Полякова, совместные программы требуют совместного вложения средств. «Мы мечтаем о ставке завуча по здоровью,— сказала директор школы № 2 Г. Мотылева.— А на самом деле у нас, например, одна медсестра на две школы — нашу и лицей № 8. А ведь в школе, где сотни учеников, бывают ситуации, когда медицинская помощь нужна немедленно».
Спортивную базу школ нельзя назвать блестящей. По словам методиста А. Омельчак, в школах не хватает спортинвентаря, половина открытых площадок требует капитального ремонта, а в двух школах их нет вообще.
Вопрос о возвращении в город дошкольно-школьного отделения в ЦМСЧ № 38 решается с Федеральным медико-биологическим агентством (в ведомстве которого находится наша медсанчасть). Необходимо также вернуть в школы врачей. Можно и нужно решить вопрос с доступной и безопасной питьевой водой, чтобы дети могли пить ее на переменах. Стоит отметить, что без предоставления анализа здоровья учащихся школа отныне не сможет пройти аттестацию.
Хорошо, что о состоянии здоровья школьников волнуются все. Но вопросов слишком много, а цифры слишком тревожные. Пока проблема решается, 70% выпускников «поколения «Н» имеют ту или иную патологию... Какими придут в школу их дети?