Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
Очаровательная природа поселка Лебяжье в начале ХХ века привлекала большое количество дачников из числа научной интеллигенции. Покидая душный Петербург на все лето, городские семьи снимали у местных жителей дома в лоцманском поселении — крепкие, просторные, красивые. Семейство Бианки было в числе таких дачников, и именно здесь, в Лебяжье, в маленьком Виталии Бианки зародилась любовь к природе. За годы семья меняла дачи — вмешивались то пожары, то другие обстоятельства — но любовь к этим местам у Бианки оставалась неизменной.
«Неспроста деревня эта носит такое поэтическое название. Испокон веков ранней весной, когда еще не весь залив освободился ото льда, против этого места на песчаных отмелях останавливаются стаи лебедей. Серебром отливают их могучие крылья и серебряными трубами звучат в поднебесье их могучие голоса. По всему побережью здесь живописные названия мест: Лебяжье, Красная Горка, Черная Лахта, Серая Лошадь, и есть у этих мест еще одно свойство — поразительное сочетание моря и леса», — так писал Виталий Бианки про любимое место своего детства.
Жизнь писателя была непростой — были в ней и тюрьма, и война, и эвакуация в далекие края. Но всегда его тянуло в Лебяжье. Исследователи его творчества говорят, что здесь родилась знаменитая «Лесная газета» — интересный жанр, выработанный журналистом Бианки, а также «Лесные были и небылицы». Птицы, ежи, насекомые и грызуны, которые становились героями рассказов Бианки, родом из Лебяжье, и в рассказах писателя они полюбились миллионам детей разных поколений.
На фото: памятная табличка у дома в Лебяжье, где жила семья Бианки / Февраль 2024 г. Архив «Маяка».
В центре истории — желание защитить уникальный природный ландшафт и хрупкую природу от застройки. Как рассказывает краевед, директор музея «Форт Красная Горка», а в то время еще и местный депутат Александр Сенотрусов, в 2000-е годы на берег Финского залива пришли люди. Вооруженные деньгами и связями, они хотели заработать на чудесных видах и дорогой земле, в свое время исключенной из заказника «Лебяжий». Но они встретили мощное сопротивление местных жителей, которые, объединив усилия, создали рядом со своими домами заповедную зону.
Это был уникальный опыт. Для защиты «поляны Бианки» впервые была разработана правовая база для организации муниципального заказника. Средства на необходимые экспертизы собирали всем миром; главным образом вложились местные жители. Александр Сенотрусов, который занимался оформлением всех документов, вспоминает судьбоносный разговор в отделе особо охраняемых природных территорий (ООПТ) комитета природопользования Ленинградской области, когда один из опытных сотрудников обратил внимание на формулировку закона: «Заказники бывают федеральные, региональные и другие». Так и появилась особо охраняемая природная территория муниципального значения площадью чуть более 20 гектар, под именем Виталия Бианки — известным, исторически уместным и, что немаловажно, политически нейтральным.
«Сейчас в Ленинградской четыре местных заказника, они есть во всех регионах нашей страны. У меня была задача защитить территорию здесь, в своем доме. Но таким образом появился инструментарий у других маленьких территорий, которые имеют свою ценность», — говорит Александр Сенотрусов. Интересно, что первым муниципальным заказником в России стала не поляна Бианки, а озеро Вероярви в Токсово — воспользовавшись наработками защитников Лебяжье, они защитили половину озера статусом ООПТ на день раньше коллег, пока те боролись с бюрократическими проволочками.
В комитете же Александру Сенотрусову подсказали, что может стать объектом защиты — вечным, непоколебимым. «Это невероятно сохранившиеся в исторической геологии два вала и понижение между ними. Нигде больше на южном побережье Финского залива это не встречается. Они имеют в свое основе голубую кембрийскую глину», — рассказывает краевед. Такой ландшафт появился на границе двух древних равнин — морской и озерно-ледниковой, разделенных уступом 15-метровой высоты. Между валами течет маленький болотистый ручей, через который перекинут небольшой мостик — тоже вклад местных жителей.
Интересно, что свою популярность поляна Бианки приобрела в ковидное время. В Лебяжье она считается парком — единственным в округе, и во время карантина поляна стала спасением для засидевшихся взаперти людей. Она наполнилась жизнью, и природа, которая была здесь всегда, благодаря усилиям и стремлениям множества людей останется нетронутой на долгие годы.
Читайте далее: