Никакие чипсы и кола не заменят полноценный обед (Фото Юрия Шестернина)
По данным здравоохранения, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. Научить детей беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни — задача родителей, дошкольных и школьных образовательных учреждений. Родители являются самым главным звеном, которое закладывает культуру питания детей, затем эстафету принимают детские сады и школы.
Молоко — обязательно!
Так как у детей повышенный основной обмен веществ, важна калорийность пищи и соотношение белков, жиров, углеводов.
В детское питание необходимо включать мясо и рыбу, так как их белки обладают выраженными ростовыми свойствами, содержат в своем составе незаменимые аминокислоты. Белки в молоке сочетаются с высоким содержанием кальция, необходимого для формирования костей и зубов. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Злаки, мука, крупы, в том числе манная, содержат «ростовые» аминокислоты. Жиры и продукты, их содержащие, (сливочное и растительное масла, молоко, сливки) являются источниками витаминов А, Д, Е, участвуют в обмене веществ, а углеводы (мука, хлеб и хлебобулочные изделия, а также фрукты, ягоды, их соки, кондитерские изделия, варенье и др.) являются основным материалом для образования энергии мышечной деятельности.
Не реже пяти раз в день
Для детей, начиная с 9–месячного возраста, оптимальным является прием пищи с интервалом не более 3-х часов, то есть не менее 5-ти раз в день. В количественном отношении пищевой рацион в течение дня должен распределяться следующим образом: завтрак 20-25%, второй завтрак 15%, обед 25-30%, полдник — 15%, ужин — 20-25% суточной калорийности.
Школьники первый завтрак должны получить дома под надзором родителей с 7.00 до 7.30. Польза завтрака в том, что активность работы желудка приходится именно на время с 7 до 9 часа утра, поэтому пища, принятая в это время, лучше переварится.
Второй раз школьники завтракают после второго урока. Именно с 9 до 11 часов — период активности поджелудочной железы, которая регулирует уровень сахара в крови, и если не утолить голод, то снижается умственное восприятие.
Обедают ученики также в школе, с 12 до 13 часов. В этот период особенно хочется есть, так как активизируются процессы пищеварения. В тонком кишечнике происходит всасывание питательных веществ, которые с кровью разносятся по всему организму. В результате с 16 до 19 часов вечера усиливается умственная и физическая активность. Поэтому это время наиболее благоприятно для выполнения домашних заданий и усиления двигательной активности.
Оптимальное время для полдника — с 15.00 до 15.30. Во время ужина (с 17 до 18 часов) пища должна быть легко усваиваемой, растительного или кисломолочного происхождения. За 1 час перед сном в качестве второго ужина детям хорошо дать стакан кисломолочного продукта (кефир, ряженка, йогурт и др.). Плотно ужинать позднее чем за 3 часа до сна дети не должны.
Родители, внимание!
Питание детей должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающего использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
70% витаминов организм ребенка должен получить из пищи, а следовательно, пища должна быть разнообразной и технологически правильно приготовленной. Не следует использовать в питании детей специи, острые блюда, пищевые добавки (синтетические ароматизаторы, красители) искусственного происхождения, а также продукты, содержащие их в своем составе, газированные напитки, жевательную резинку, чипсы, майонез, перец, горчицу, хрен, уксус, острые соусы, натуральный кофе, алкоголь, копчености, кулинарные жиры, маринованные овощи и фрукты.
Лучше использовать продукты с маркировкой «Д» — для детского и диетического питания. Если такой маркировки нет, то творог и творожные продукты выбираем жирностью 9%, кисломолочные напитки 2,5%, 3,2% жирности, молоко 2,5% и 3,5% жирности, сливочное масло не менее 75% жирности.
Г. Гунтарева, ведущий специалист-эксперт отдела санитарного надзора