Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
Лодочка — точнее, швертбот — выглядит очень маленькой, но без труда вмещает пятерых детей и одного взрослого. На руле сегодня 10-летний Егор с покрасневшими от солнца тонкими рукам. Он уверенно командует гребцами, чтобы те поймали ритм и гребли ровно и слаженно. Ему помогает Вероника, громко считая: «Раз, раз, раз».
Первое задание на сегодняшней тренировке — пройти от моста к городскому пляжу до песчаной косы, где Коваш встречается с заливом.
— На косе припаркуемся и будем там вооружать парус, — говорит Егор. — На воде это делать не стоит.
Мои далекие воспоминания подсказывают, что грести — это трудная работа. Но девчонки и мальчишки ловко орудуют веслами, придерживая их только одной рукой. А главное — почти не сбиваясь с ритма и, кажется, даже не запыхавшись. По пути они беззаботно болтают о купании и байдарочном походе, который их ждет в конце недели.
— А вам разве не тяжело? — спрашиваю, не выдержав. Но ребята лишь улыбаются: нет, если привыкнуть.
Весь путь до косы занимает минут пятнадцать. Вечер жаркий и солнечный, и на реке людно. По пути нам попадаются десятки отдыхающих, которые с интересом провожают взглядом наш экипаж; большая черная собака; гнедая лошадь за забором, вся полосатая от теней. Ребята громко кричат «приве-е-ет!» купающейся подруге; потом, приветливо, но чуть менее громко — «приве-е-ет…» — незнакомому парню, который решил помахать вслед лодке.
— Сейчас будут качели! — смеется Егор, заметив идущий навстречу катер. Волны от катера действительно ощутимо раскачивают наше суденышко. «Если мы вас опрокинем — мы не виноваты», — весело говорит мне Вероника. Но, к счастью, все обходится благополучно.
Катер — это еще ничего, рассказывают мне. Вот от гидроцикла волны о-го-го, эти точно перевернут.
Наконец лодка останавливается на отмели, мягко ткнувшись носом в песок. Команда радостно высыпает на берег, где их уже встречает тренер Сергей Сафонов. С юности он работал в судовождении, дослужился до штурмана второго помощника капитана 5 группы судов и капитана маломерного судна. Педагогом Сергей решил стать в 2018 году, пережив развод и разлуку со своим ребенком. Отучившись на психолога, на протяжении года вел занятия по экспедиционному развитию личности.
В Доме детского и юношеского туризма и экскурсий «Ювента» Сергей преподает водный туризм, а этим летом ведет тематический летний лагерь для всех ювентовцев. В его команде есть не только водные туристы, но и скалолазы; некоторые ребята занимались спортивным ориентированием. Они три недели готовились выйти на воду: развивали выносливость, ловкость, изучали теорию — но все занятия были на суше.
— В рамках лагеря нам не разрешено было выходить на воду, — рассказывает он. — Поэтому мы уже больше кружок по интересам после официального закрытия смены. Город у нас прибрежный, и не использовать море как ресурс для оздоровления и воспитания детей — это, на мой взгляд, преступление, в первую очередь перед детьми же. А поскольку нам по протекции Дмитрия Витальевича Пуляевского достались три швертбота три года назад, мы их здесь осваиваем.
На фото: Яков помогает закрепить снасти на швертботе
На фото: Федор придумал нестандартное применение своему веслу
Швертбот — это не просто лодка, а целый парусник. Вооружить на нем парус — задача непростая: важно не перепутать снасти и правильно их закрепить. Уже наученные грести и управлять судном, юнги с аппетитом набрасываются на новые знания.
Самый опытный из них — рулевой Егор — из «водной» семьи: вместе с папой он избороздил немало водоемов. «Я даже был в Новой Ладоге на сборах, там и познакомился ближе с парусным вооружением, с водным спортом», — рассказывает он. Егор неплохо знаком с парусом и подсказывает остальным, что делать, и даже позволяет себе немного прикрикнуть — как настоящий капитан.
Другие ребята познакомились с водным туризмом всего несколько недель назад, но влюбились в него с первого взгляда. «Я когда только попал в лагерь про водные тренировки вообще не знал. А когда узнал, так я про эту тренировку все расспрашивать начал!» — делится Даня.
На лодке занимаются и девочки. Лиза и Вероника не хуже парней умеют грести, рулить и работать в команде. В самом начале они наперебой уговаривали сделать их рулевыми. «На румпеле и сложно, и весело, и легко, если привыкнуть», — объясняет Вероника. Она раскрывает интересный нюанс: у рулевого в гребной лодке лево и право меняются местами, чтобы соответствовать ориентации всей команды, которая сидит к нему лицом.
— А когда сидишь на носу, главное на борта не накреняться, потому что тогда грести тяжело, — добавляет Даня. — Один борт слишком глубоко весла погружает, а другому высоковато.
Наконец парус вооружен — и команда отправляется на залив. Ветер слабый, но его хватает, чтобы легкая лодочка отправилась по солнечной дорожке на большую воду. Девочки остались на берегу — но их это, похоже, ни капельки не расстроило: они играют в догонялки на песке и ищут в воде ракушки.
Смена в лагере водных туристов закончилась, закончится и эта тренировка — но лето для загорелой команды продолжится. Впереди у них байдарочные походы, встречи с неизведанными водами и непривычными берегами. А следующим летом уже опытную команду будут ждать новые друзья и новые приключения под парусом.