Привязанность или привычка? Какой он на самом деле - каждодневный труд социального работника

08.06.2019  -  14:49

8 июня отмечают свой профессиональный праздник представители одной из самых непростых и гуманных профессий — социальные работники. Вроде бы, кажется, ну что тут сложного — продукты да лекарства принести, пол помыть? А представьте, что за продуктами надо сходить 8 раз за день и поднять их без лифта на 5-8-й этаж! А заниматься с ребенком, который нездоров и требует особого внимания? Для такой работы нужно иметь особый склад характера, да и недюжинную физическую выносливость!

Привязанность или привычка? Какой он на самом деле  - каждодневный труд социального работника

Привязанность или привычка? Какой он на самом деле - каждодневный труд социального работника

08.06.2019  -  14:49

Без «Семьи» и без «Надежды»?

Чтобы понять, кто такие социальные работники и чем именно они занимаются, мы отправились в сосновоборский комплексный центр социального обслуживания населения. По факту, это те же центры «Надежда» и «Семья», много лет работавшие с теми, кому необходима помощь на дому или в стационаре. Они просто объединились в одно юридическое лицо, но для сосновоборцев почти ничего не изменилось. Разве что набор услуг расширился и стал частично платным. Последнее воспринялось людьми старшего поколения весьма болезненно, рассказала «Маяку» заместитель директора центра Наталья Симонова. За много лет все привыкли получать необходимый набор услуг абсолютно бесплатно: так было вплоть до принятия Социального кодекса в 2016 году. Теперь бесплатные услуги доступны, увы, только участникам Великой отечественной войны и приравненным к ним категориям граждан, которых в наше время осталось совсем немного. 

Директор Центра социально-психологической помощи "Семья" Светлана Подшивалова


Кто же они — соцработники?

«Мы всегда неправильно понимаем, кто такой социальный работник», - сетует другой заместитель директора центра Елена Ларичева. «Социальный работник — это тот, кто работает с людьми, нуждающимися в помощи. С теми, кто сам по тем или иным причинам не в состоянии себя обслуживать. Так что у нас даже водитель — соцработник, ведь он тоже помогает людям». 

В центре трудятся как специалисты с профильным образованием — психологи, дефектологи, логопеды, так и те, кто до прихода сюда работал совсем в других сферах, но теперь также именуется социальным работником. 

Нам удалось познакомиться с замечательным и очень дружным коллективом во главе со скромной и улыбчивой Натальей Васильевой - заведующей отделением по обслуживанию пожилых людей на дому. Именно такими в представлении большинства и должны быть соцработники, помогающие бабушкам и дедушкам: спокойные, доброжелательные, уравновешенные, но с очень жестким внутренним стержнем. Без него никак: ежедневно на тебя сваливаются чужие обиды, заботы и радости, переживания и благодарность. Ведь подопечные — все одинокие и, как правило, очень пожилые люди, для которых ты — единственная отдушина, опора и надежда. 

Любовь Сирош и Наталья Васильева


Раньше было просто, теперь тяжело

В центре не удалось застать всех девятерых сотрудниц отделения сразу, но с некоторыми получилось поговорить по душам. Многие «девушки» (так их называет руководитель) пришли сюда еще молодыми мамами. Было удобно работать в районе, где учится ребенок, чтобы, когда нужно, забрать его из школы или забежать домой на обед. Никто тогда особо не собирался задерживаться, но так уж вышло: пришли на годик, остались на все 10. Правда со временем работать становится всё тяжелее. «Девушки» и сами не молодеют, и подопечных только прибавляется. На сегодняшний день у каждой из сотрудниц по 15 человек на обслуживании! К некоторым достаточно приходить 2 раза в неделю, другие требуют ежедневного ухода. Выходит, что на посещение каждого пенсионера в день выдается только 1 час, за который нужно успеть сходить в магазин, купить лекарства, подмести… А поговорить? Зачастую на общение времени остается немного — пока записываешь в бланки, что купил или наводишь чистоту. И так каждый день: по 6-8 подопечных и каждому требуется внимание, общение и забота. А в выходные они обязательно позвонят пожаловаться или чем-то поделиться.

Чем и кому еще помогает центр

На площадке Ленинградская, 19 располагается стационар дневного пребывания для детей-инвалидов, временного проживания для пожилых людей, дневной стационар для взрослых и соцпомощь на дому. На Молодежной, 5 -  отделение для детей в трудной жизненной ситуации: это когда родители не справляются со своими обязанностями, или просто не хотят с ними справляться. Такие детки от 3 до 18 лет могут жить в центре соцпомощи бесплатно в течение года. Потом их либо забирают исправившиеся родители, либо передают в детдом. К сожалению, такие случаи в Сосновом Бору тоже бывали, но больше все-таки историй со счастливым концом. 

Да и пожилые люди тут вполне себе счастливые: идут — улыбаются, на лавочках сидят — о любви толкуют, в спортзале с Федором Мельниковым авторскую программу упражнений разучивают. И все они бесконечно благодарны людям, которые не дают им прозябать в одиночестве, замыкаться в себе, быть ненужными обществу и собственным родным. И все эти «добрые феи» - социальные работники, которых «Маяк» от души поздравляет с профессиональным праздником и желает любви и терпения. Ну и достойной зарплаты, конечно!

От всей души спасибо!

Нина Никифоровна Шарова, 90 лет, участник войны, труженик тыла:

«Я здесь второй раз. Решила дать отдохнуть детям, ведь сын ко мне приходит, готовит, стирает, и вижу, что тяжеловато ему. Мне когда невестка первый раз сказала, что они собираются на отдых, а меня хотят в центр определить с ночлегом и со всем, я говорю: «Вы что, с ума сошли? Не пойду я в эту богадельню!». А в прошлом году пришла, решила прознать что и как, и мне очень понравилось. Подруг хороших завела. Хожу каждый день по 10 кругов, процедуры делаю. И мероприятия бывают. Самое главное, что здесь хороший коллектив!»

Авенир Николаевич Николаев: 86 лет, инвалид 2 группы, участник войны, ветеран труда:

«Много лет сюда хожу. Когда жена умерла 9 лет назад, я остался один. Сначала приходил на месяц, как в санаторий. А потом меня привезли после больницы в тяжелом состоянии. Сейчас побуду, пока держат — 6 месяцев. А потом, может, продлят, или будут домой приходить. А что дома? Сидел бы я в квартире. С третьего этажа во двор спуститься — вот и все развлечения. А здесь вот сижу с бабулькой, про любовь толкуем. Я от всей души благодарен, что меня сюда взяли! Обслуживание здесь очень хорошее, так и напишите!»

Быстро, оперативно, ответственно

Любовь Сирош, соцработник с 17-летним стажем:

«Сейчас работать тяжело. 17 лет назад на обслуживании было по 8 человек, а теперь — по 15, так что работаем быстро, оперативно, ответственно. Продукты приношу, лекарства, уборку делаю, постельное белье меняю, в общем — все, что нужно.

Наверное, это привязанность и привычка, даже не знаю, как еще сказать. «Прирастаем» к этим бабушкам и дедушкам. Ухожу в отпуск, а сама все время беспокоюсь: как они без меня, кто будет их обслуживать? А они каждый день в календариках отмечают, ждут, когда вернусь.

Зарплату хотелось бы побольше, конечно,  за такую работу»

Светлана Горшкова, соцработник с 11-летним стажем:

«Хотела тут годик поработать, а уже 11 лет прошло.  12 лет до прихода сюда дворником отработала, так куда легче было. Убрался с утра — и все, а еще и квартиры давали. Никто не звонил целыми днями. А здесь отпуск, выходной, день, ночь… Не понимают старички этого, им общение нужно. Родственникам не звонят, говорят, что те их не слушают. 

Приходили молодыми, когда дети были маленькие, удобно было их из школы, например, забирать. А сейчас уже, конечно, тяжело. Особенно, когда без лифта на себе продукты таскаешь на 8-9 этаж целый год» .


Комментарии

Загрузка комментариев...