С 1 ноября все льготные категории пенсионеров должны обзавестись бесконтактными смарт-картами для проезда в общественном транспорте. Эта пластиковая карточка позволит неограниченное количество раз пользоваться социальными маршрутными автобусами при движении по городу, в Ленобласти и в Санкт-Петербурге.
Электронную карту надо самому приложить к устройству. (Фото Станислава Селина)
Электронный проездной билет (смарт-карта) представляет собой стандартную карту зеленого цвета размерами с банковскую карту, на которую многим сегодня начисляется пенсия и заработная плата. Ее стоимость составляет 240 рублей — то есть столько же, сколько и привычный бумажный проездной. Однако есть и особенности, без знания которых привычные поездки на автобусе могут превратиться в скором будущем в неприятные хлопоты. Подробней о новшествах «Маяку» рассказал директор СМУП «Автотранспортное» Евгений Нагорный.
По словам Евгения Павловича, Сосновый Бор, в отличие от многих других областных городов, к введению системы смарт-карт готов. Начиная со следующей недели, каждый пенсионер льготной категории сможет оформить электронный проездной в кассе АТП на улице Молодежная, 2а. Для получения карты достаточно только паспорта, ведь все сведения о пенсионерах уже есть в базе данных комитета социальной защиты населения. Впрочем, работающие пенсионеры тоже могут приобрести такие смарт-карты — они удобней и долговечней, чем бумажные проездные.
Как будет происходить контроль на практике? Пассажир заходит в автобус и предъявляет кондуктору свою карту, которую тот «считывает» специальным электронным устройством — валидатором. На нем отображается вся информация о пассажире, количестве поездок, категории льготника. Стоит только помнить, что на городских маршрутах: № 2, 4, 5, 6, 7, 15 — проездной надо предъявлять кондуктору один раз — при входе. Если поездка осуществляется за пределы Соснового Бора — а это маршруты № 3, 9, 10, 11, 12, 20, 20а — карту необходимо отметить дважды, при входе и выходе. Иначе она будет заблокирована и впоследствии придется снова ехать в центральную кассу АТП.
Сразу надо сказать, что на коммерческий маршрут К-401 действие смарт-карты не распространяется, по маршрутам 675 и 673 до Ломоносова ясности пока нет. Это не социальный транспорт, но владельцы данных маршрутов могут разрешить проезд льготникам, если захотят. Само собой, на городских маршрутках и автобусах предприятий данная карта также не действует.
Из примерно 16 тысяч городских пенсионеров, по данным АТП, льготным проездным летом пользуются до 4 тысяч человек, в зимнее время — 1,2 тысячи.
Пользоваться картой другому не получится — кондуктор в случае сомнений может попросить предъявить документы, подтверждающие право на льготный проезд. На вопрос, что будет, если карта вдруг не «прочитается» валидатором — а бывает всякое — Евгений Павлович пояснил: на первых порах, когда возможна путаница и неполадки с электроникой, кондукторы будут прощать пассажиров.
Но лучше сразу закатать карточку в пластик — для лучшей сохранности. В случае порчи или потери карту заменят бесплатно. А так как карта бессрочная, каждый месяц ее нужно лишь активировать в кассе.
В Санкт-Петербурге льготный электронный проездной будет действовать на всех видах городского общественного транспорта, включая метро (но кроме маршруток). Активировать его можно на любой станции метро.
В тех городах Ленинградской области, где кондукторы еще не имеют валидаторов, надо будет предъявить бумажный билет, который выдается на каждый месяц. Его нужно попросить выдать отдельно при оформлении карты.
И последнее. «Простые» пенсионеры по возрасту, имеющие электронный проездной, проезд в общественном транспорте Петербурга должны будут оплачивать полностью — взаимозачетов между областным и городским бюджетами нет.