О разработке Концепции развития дошкольного образования в муниципальном образовании Сосновоборский городской округ Ленинградской области на 2017–2027 годы
Заслушав информацию администрации Сосновоборского городского округа о мерах по совершенствованию системы дошкольного образования в муниципальном образовании Сосновоборский городской округ Ленинградской области, совет депутатов отмечает, что в последние годы в муниципальном образовании наметилась устойчивая тенденция в необходимости увеличения количества мест в детских дошкольных учреждениях (в первую очередь для детей в возрасте до 3‑х лет).
Данная тенденция обусловлена следующими факторами:
1) Существенное изменение демографической ситуации в городе в сторону повышения рождаемости (приложение N1).
Из приведенной таблицы видно, что после 1990 года в городе на протяжении 18‑ти лет происходило существенное снижение рождаемости. Пик снижения рождаемости в городе был достигнут в 2005 году и составил (– 39 %) к среднему уровню ежегодной рождаемости в период с 1990 по 2015 годы (400 детей против 554).
С 2009 году в городе наметился устойчивый рост рождаемости. Причем, если в период с 2009 по 2012 годы он носил совсем незначительный и неустойчивый рост (5 %, 3 %, 2 %, 6 % в год), то начиная с 2012 года рост рождаемости носит резко ускоряемый нелинейный характер (6 %, 10 %, 20 %, 38 %). По итогам истекшего 2016 года уровень рождаемости превысил не только средний на 25 лет уровень рождаемости, но и максимальный показатель рождаемости за все прошедшие 25 лет (в 1990 году — 743, в 2015 году — 764 ребенка).
Если наметившаяся тенденция сохранится и в 2016 году, то прирост дошкольного населения на последние три года (2014–2016 годы) может составить до 300 детей, что составит мощность нового стандартного детского сада города на 280 мест.
Фактически, сохранение в дальнейшем достигнутого уровня рождаемости 2015 года потребует введение в городе одного нового детского сада в течение каждых трех лет.
2). Изменение миграционной ситуации в городе.
В связи со строительством замещающих мощностей строящейся Ленинградской АЭС в городе Сосновый Бор и необходимостью набора обслуживающего персонала на ее объекты, в течение ближайших пяти — семи лет будет происходить миграционный прирост населения детородного возраста, а также работников АЭС, уже имеющих детей дошкольного возраста. Данное обстоятельство подтверждается данными, приведенными в приложении N2. Из таблицы видно, что миграционный прирост детей дошкольного возраста наблюдается за счет прибытия в город детей в возрасте от 3‑х лет и более (в среднем по 25 детей в год).
Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что в ближайшие пять-десять лет в городе Сосновый Бор будет происходить значительный рост рождаемости и увеличение численности детей дошкольного возраста, что потребует существенной перестройки системы дошкольного образования.
В целях обеспечения прав жителей города на получение дошкольного образования, совет депутатов Сосновоборского городского округа решил:
1. Поручить администрации Сосновоборского городского округа разработать и представить на утверждение совета депутатов Концепцию развития системы дошкольного образования на 2017–2027 годы.
2. Считать главным приоритетом Концепции развития системы дошкольного образования на 2017–2027 годы гарантированное обеспечение права жителей города на обеспечение детей дошкольного возраста местами в детских дошкольных учреждениях города, в том числе местами в оздоровительных группах и компенсирующих группах при наличии медицинских показаний и (или) решения ПМПК (психолого-медикопедагогической комиссии).
3. Предложить администрации Сосновоборского городского округа при разработке Концепции развития системы дошкольного образования на 2017–2027 года учесть и предусмотреть:
3.1. проведение анализа фактической наполняемости всех существующих детских дошкольных учреждений города, определение возможности доукомплектования их дополнительными группами и создание дополнительных групп в детских дошкольных учреждениях с учетом требований санитарных норм и правил, а также максимально возможного сохранения специализированных групп (компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности);
3.2. ежегодно проводить мониторинг изменения демографической ситуации в городе. С учетом роста рождаемости и миграционных процессов своевременно планировать работы по проектированию и строительству новых детских дошкольных образовательных учреждений;
3.3. проанализировать возможность перевода в ведение муниципалитета части бывших дошкольных учреждений, ранее переданных в ведение иных хозяйствующих субъектов или перепрофилированных для иной деятельности, не связанной с предоставлением услуг по предоставлению дошкольного образования;
3.4. стимулировать создание на территории города детских дошкольных учреждений не подведомственных муниципалитету, частных детских садов;
3.5. совместно с педиатрической службой ФБГУЗ ЦМСЧ N38 ФМБА России систематически проводить мониторинг состояния здоровья детей дошкольного возраста. По результатам проведенного мониторинга принимать решения о необходимости создания дополнительных групп для часто болеющих детей и детей с отклонениями в здоровье на базе муниципальных детских дошкольных учреждений;
3.6. рекомендовать создать координационный совет по подготовке и реализации Концепции развития системы дошкольного образования на 2017–2027 годы из числа специалистов администрации городского округа, представителей детских дошкольных учреждений и совета депутатов городского округа.
4. Предложить администрации Сосновоборского городского округа совместно с ФБГУЗ ЦМСЧ N38 ФМБА России по результатам мониторинга состояния здоровья детей дошкольного возраста и на основании приказа Гособразования СССР, Минздрава СССР и Госкомтруда СССР от 4 мая 1990 года N306/185/33, проработать вопрос о целесообразности и необходимости создания на территории Сосновоборского городского округа санаторного детского дошкольного учреждения для ослабленных и часто болеющих детей.
5. Предложить администрации Сосновоборского городского округа при разработке стратегии социально-экономического развития Сосновоборского городского округа как наукограда, плана мероприятий по реализации стратегии и подготовке других документов, необходимых для представления в Правительство Российской Федерации (решение совета депутатов от 2 декабря 2015 года N184) учесть предложения, указанные в настоящем решении.
6. Предложить администрации Сосновоборского городского округа при формировании в детских дошкольных образовательных учреждениях дополнительных групп сохранить в МБДОУ «Детский сад N5» существующие оздоровительные группы.
7. Включить в план рассмотрения вопросов на «Часе администрации» на сентябрь 2016 года вопрос о ходе работ по разработке Концепции развития системы дошкольного образования на 2017–2027 годы и выполнению настоящего решения.
8. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по социальным вопросам.
9. Настоящее решение опубликовать в городской газете «Маяк».
10. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
Д. В. Пуляевский, глава Сосновоборского городского округа
* * *
Приложение № 1 к решению совета депутатов от 30 марта 2016 года N 54
Динамика рождаемости в городе Сосновый Бор за период с 1990 по 2015 годы (за последние 25 лет)
За последние 25 лет (в период с 1990 года по 2015 год — без учета данных 2006 года) в городе Сосновый Бор, по данным органов государственной статистики, родилось 13 598 детей. Средний уровень ежегодной рождаемости в период с 1990 по 2015 годы составил 554 ребенка в год.
Ниже в таблице приведены данные о рождаемости в городе по годам, а также процент отклонения рождаемости от среднего уровня ежегодной рождаемости за период с 1990 по 2015 год.
Год | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 |
Число родившихся детей | 743 | 703 | 571 | 475 | 521 | 491 | 473 | 476 | 505 | 455 |
Процент отклонения рождаемости от среднего уровня за 1990–2015 гг. | +34 % | +27 % | +4 % | –17 % | –4 % | –13 % | –17 % | –16 % | –10 % | –22 % |
Год | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Число родившихся детей | 438 | 492 | 496 | 505 | 480 | 400 | | 543 | 490 | 582 |
Процент отклонения рождаемости от среднего уровня за 1990–2015 гг. | –26 % | –13 % | –17 % | –10 % | –15 % | –39 % | | –2 % | –13 % | +5 % |
Год | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Число родившихся детей | 571 | 564 | 587 | 607 | 666 | 764 |
Процент отклонения рождаемости от среднего уровня за 1990–2015 гг. | +3 % | +2 % | +6 % | +10 % | +20 % | +38 % |
Приложение № 2 к решению совета депутатов от 30 марта 2016 года N 54
Численность детей дошкольного возраста, зарегистрированных в городе Сосновый Бор (по состоянию на 1 февраля 2016 года)
| Дата рождения |
| с 01.01.2015 по 31.12.2015 | с 01.01.2014 по 31.12.2014 | с 01.01.2013 по 31.12.2013 | с 01.01.2012 по 31.12.2012 | с 01.01.2011 по 31.12.2011 | с 01.01.2010 по 31.12.2010 |
Родилось в городе | 764 | 666 | 607 | 587 | 564 | 571 |
Зарегистрировано на 1 февраля 2016 | 704 | 652 | 603 | 612 | 588 | 596 |
Миграционный прирост детского населения | –60 | –14 | –4 | +25 | +24 | +25 |