Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
От идеи к производству
Роботизация производственных процессов — это не просто тренд: в условиях кадрового дефицита и высокой конкуренции это стало необходимостью, рассказал заместитель генерального директора и технический директор ЦКБМ Юрий Федорук. Внедрять эти технологии начали в 2022 году при поддержке машиностроительного дивизиона госкорпорации «Росатом» и правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Центральное конструкторское бюро машиностроения (ЦКБМ) – ведущий разработчик и производитель главных циркуляционных насосов для реакторов ВВЭР в госкорпорации «Росатом». Оно проектирует и изготавливает герметичные, консольные, питательные и аварийные насосы для атомных станций, а также дистанционно управляемое оборудование для работы с радиоактивными материалами.
Созданием робота-сварщика занялись сотрудники лаборатории мехатроники, где изначально разрабатывались проекты для замены человека на опасных производствах.
— Сейчас лаборатория в состоянии делать небольшие собственные проекты, макеты и показывать заказчику конкретный результат, а не просто чертежи и красивые презентации. Один из таких проектов оказался внутренним заказом ЦКБМ. Нам поставили задачу: с минимальными вложениями средств, используя то оборудование, которое есть в наличии, обеспечить роботизированную сварку проставки — конструктивного элемента насосного оборудования, который обеспечивает его точное позиционирование при установке, — рассказал начальник лаборатории Станислав Скворцов.
Используя уже ранее закупленного робота — стандартный промышленный манипулятор — инженеры приступили к работе. В марте 2025 года пилотный проект был запущен на производство. «Сам робот — это примерно 20% от всей роботехнической системы. Сложность проекта заключалась в том, что все эти технологии и оборудование надо было между собой "подружить" и связать, — пояснил Станислав Скворцов. — Были разработаны свои протоколы, было написано своё программное обеспечение, и сейчас всё штатное оборудование модернизировано и работает. Таким образом, на этом пилотном проекте мы получили опыт и можем перейти на следующий этап — это ещё большее увеличение производительности и исключение человека из процесса».
У робота-сварщика есть несколько неоспоримых преимуществ: он не устаёт, у него не дрожат руки, ему не нужно есть, пить, спать и ходить в отпуск. Из-за этого он даже в рамках пилотного проекта работает значительно быстрее человека. Например, шов, на который обычному сварщику нужно порядка 100 часов утомительного, монотонного труда, робот выполняет за 56, причем с минимальным процентом брака. Он может варить в три смены и в состоянии работать до двух часов без перерыва — для человека это физически невозможно.
Плюсов немало — но есть и нюансы. «Многие на первых этапах очень переживали, в том числе и наши сотрудники, что роботизация «выдавит» ручной труд, — пояснил Юрий Федорук. — У нас на это решение одно: мы однозначно никого не сокращаем, никого не увольняем, а перенаправляем людей ввиду достаточно большого объёма работ на более сложные технологические операции».
Робот действительно «забрал» у людей часть работы — но только часть. Во-первых, он пока не может делать сложные, изгибистые швы, где нужна большая сосредоточенность — такими задачами сварщики занимаются вручную. Во-вторых, за механической «рукой» все время должен присматривать оператор: контролировать качество шва, проверять траекторию движения робота в программе, менять сварочную проволоку и газ. Кроме того, сварка — источник повышенной опасности, и правила охраны труда должны соблюдаться всегда.
Обращаться с роботом обучили штатных сварщиков. В их числе — 19-летний Дмитрий Калайда, выпускник Сосновоборского политехнического колледжа. В ЦКБМ он работает семь месяцев. Признается, что работа ему нравится, но с роботом обращаться сложнее, чем варить самому: «Есть некоторые нюансы, которые мы пытаемся исправить точечно. Координаты иногда сбиваются, мы настраиваем. Будем модернизировать в этом смысле», — поделился он. Робота в цеху воспринимают как помощника и инструмент, а не как коллегу. И разговаривать с ним сварщики не привыкли.
Робот-сварщик в его нынешнем виде может прослужить еще 7-10 лет, считают инженеры. К тому времени он, скорее всего, уже морально устареет, ведь робототехника развивается очень быстро. Полученный на пилотном проекте опыт ЦКБМ планирует масштабировать: заказов много, и роботы помогут ускорить их изготовление в разы. Своими наработками ЦКБМ готово делиться с коллегами по индустрии, отметил Станислав Скворцов: «В "Росатоме" запущена программа роботизации, и понятно, что наши референтные решения будут учитываться при закупке и разработке новых комплексов на других предприятиях России».
Читайте далее: