25 июня на воинском мемориале на месте братской могилы моряков на острове Сескар сосновоборцы установили памятную доску. На ней высечен список потерь, которые понес Балтийский флот в этом районе Финского залива в годы Великой Отечественной войны. Это событие стало кульминацией экспедиции, проходившей с 23 по 26 июня в акватории Финского залива.
Рубеж Сескар: здесь шли бои, гибли суда
За последние годы это не первая экспедиция, организованная нашим земляком Александром Кириленко по поиску и восстановлению воинских мемориалов на островах Финского залива, ставшими одними из рубежей военных действий 1941–1944 годов. Напомним, что с 2012 года силами энтузиастов нашего города были восстановлены обелиски погибшим морякам-балтийцам на островах Малый (Пенисаари) и Мощный (Лавенсаари).
Корреспонденты «Маяка» принимали участие во всех этих походах. На митинге, посвященном торжественно-траурному событию, приуроченному к 75-летней годовщине начала Великой Отечественной войны, Александр Кириленко сообщил: «Здесь, на острове Сескар, мы отреставрировали и обновили памятник: подшпатлевали и покрасили бронзовой краской фигуру матроса, восстановили кладку, а также установили памятную плиту с информацией о потерях, которые в районе острова понес Балтийский флот в годы Великой Отечественной войны». За добытые сведения собравшиеся поблагодарили историка-энтузиаста, сосновоборца Игоря Алепко.
На это ушли многие годы работы в архивах, зачастую недоступных, где ему удалось «вытащить» информацию, которая была издана в пятитомнике, посвященном действиям Балтийского флота в годы войны.
Слова руководителя экспедиции продолжил специально прибывший на остров для установки памятной плиты глава Сосновобоского муниципального образования Дмитрий Пуляевский: «Который год идет работа по поиску и восстановлению мемориалов на островах Финского залива. Здесь, на острове Сескар — важном для родины рубеже, позволявшем в годы войны охранять Кронштадт, — постоянно шли воздушные и морские сражения, гибли суда. Неслучайно на острове был воздвигнут монумент, символ того, что это — боевая земля. А все восстанавливаемые сейчас мемориалы на островах залива образуют единый комплекс, посвященный подвигу наших земляков-защитников».
Дмитрий Пуляевский поблагодарил активистов, сосновоборские коллективы и предприятия, в первую очередь ЛАЭС, по первому зову откликающиеся для участия или помощи, и заверил, что поисковая работа в наших краях будет продолжена. Собравшиеся возложили гвоздики к звезде у подножия памятника.
Минута молчания. Люди и их подвиги не забыты.
Теперь в планах организаторов провести экспедиции на острова Соммерс, Нерва и Гогланд, где память о погибших героях еще предстоит увековечить. Эти острова также входили в Балтийский оборонный сектор Ленинграда советских Вооруженных сил. Затем есть желание и возможность организовать проведение в этих местах экскурсий и уроков патриотизма, как и рекомендовал, по словам Александра Кириленко, министр обороны РФ Сергей Шойгу во время визита на остров Большой Тютерс в июне этого года.
***
На памятной плите надпись: «Морякам Краснознаменного Балтийского Флота, павшим за Родину в годы Великой Отечественной войны. [...] Мемориальная доска установлена жителями г. Сосновый Бор в апреле 2015 года». Это не ошибка — плита была изготовлена еще в прошлом году, когда и планировалось провести экспедицию, но осуществление ее по объективным причинам (помешало отсутствие транспорта) было отложено. В этом году командир Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы Игорь Смоляк специально выделил судно, на котором сосновоборцы смогли прийти на остров и провести восстановительные работы.
Справка
Сескар — остров в восточной части Финского залива. Расположен в 40 км от Соснового Бора. Санкт-Петербург находится в 100 км, Кронштадт — в 78 км к востоку от острова. На северозападе острова возвышается действующий маяк, построенный ещё при шведах в XVII веке, сейчас представляющий собой башню 31 м высотой, отлитую из пушечного чугуна в 1858 г. Каждые 30 сек. маяк даёт две белые вспышки, разделяемые временем в 6,5 сек. Возле маяка расположен маячный городок с вертолётной площадкой, а в 1 км к югу от него — пограничная застава. Кроме того, на острове есть заброшенный аэродром и радиобашня Региональной системы безопасности мореплавания, возведённая в 2005 г. На маяке расположено оборудование Автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО), обеспечивающей наблюдение за радиационным фоном в радиусе 30 км от ЛАЭС. («Википедия»)
Военные годы
С началом Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, Сескар вошёл в Лужский укреплённый сектор, а в районе острова создали Восточную минную позицию, в которую включили также остров Гогланд. 26 августа на Сескар эвакуировали часть береговой артиллерии с материка. С занятием финскими и германскими войсками большинства островов в Финском заливе, Сескар вместе с островом Лавенсаари (Мощный) стал передовым пунктом базирования Балтийского флота. Зимой 1941–1942 и 1943–1944 годов действовала ледовая автомобильная дорога Шепелёвский маяк — Сескар — Лавенсаари протяжённостью в 71 км. Дорога пересекалась с германской ледовой дорогой маяк Стирсудден — Кургальский полуостров. На перекрёстке, прозванном «Международным», периодически возникали перестрелки. В 1942 году Сескар включили в Островной сектор обороны Балтийского флота. На островах Сескар и Лавенсаари базировались корабли охраны водного района, обеспечивавшие проводку выходящих на охоту подводных лодок и конвоев из Кронштадта, поэтому в районе острова постоянно происходили морские и воздушные сражения. («Википедия»)
Потери у Сескара (данные собраны И. Алепко (на фото)
19.08.41. Ведомый на буксире санитарный транспорт «Сибирь» затоплен авиацией. Погибло около 450 человек, в том числе 200 лежачих раненых.
01.11.41 — Торпедный катер № 72 погиб.
11.12.41 — МО-303 (морской охотник) раздавлен льдом.
13.12.41 — МО-405 (ПК-212) раздавлен льдом.
14.12.41 — МО-406 (ПК-213) раздавлен льдом.
13.06.42 — Подводная лодка Щ-405 пропала без вести западнее о. Сескар.
27.06.42 — М0-201 в дозоре подорвался на мине.
07.06.42 — М0-201 в дозоре подорвался на мине.
23.12.43 — ТЩ «Радуга» (тральщик) при переходе с Лавенсари подорвался на мине.
14.05.44 — СК-122 (Д-З) (сторожевой катер) погиб в бою с вражескими катерами.