5 декабря в «Маяке» было опубликовано Положение о создании особо охраняемых территорий местного значения. Я считаю, что парк «Белые пески» должен стать первой особо охраняемой природной территорией нашего города
С кратером в центре города
Сосновый Бор — единственный город в мире, в центре которого расположен метеоритный кратер. Такого нет ни в Париже, ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке.
На всей поверхности Земли насчитывается чуть более 200 астроблем (как по-научному называют метеоритные кратеры), и все они расположены вдали от больших городов. Многие люди тратят большие деньги, чтобы побывать в таких местах. Я думаю, что при хорошей рекламе добрая половина питерских туристов захотела бы побывать на «Белых песках» и пополнить валютой городскую казну.
Но ни рядовые сосновоборцы, ни администрация города не понимают и не ценят того, что лежит буквально под ногами. На территории «Белых песков» то и дело хотят что-нибудь построить — то детский сад, то площадку для волейбола... По склонам уникального кратера ездят на мото и квадроциклах, бьют бутылки и разбрасывают шприцы с остатками наркотиков.
И хотя метеоритный кратер обозначен на всех картах города, многие продолжают верить в байку, что это — карьер стекольного завода, располагавшегося на противоположном берегу реки. Этакий карьер идеальной параболической формы, в котором песок утрамбован на глубину более 5 метров и в котором более чем за тысячу лет не выросло ни одного дерева... (Пробовали даже сажать — не растут!) Этакий «карьер» лопатами не создать — разве что с помощью ядерного взрыва...
Любой мало-мальски образованный геолог определит, что Сосновый Бор расположен на уникальной территории выпавшего метеоритного дождя. По большому счёту, здесь нужно было не город строить, а создавать национальный парк.
А мы всё твердим: дюны да дюны, и без особого трепета в сердце выгуливаем собак на остатках уникальных метеоритных кратеров вдоль улицы Ленинградской. Ну не бывает в природе кольцевых дюн — неизвестны они до сих пор науке...
Нами с помощью прибора «ИГА-1» было обследовано более десятка кратеров ударного и два — взрывного типа. «Белые пески» — единственный из них, сохранившийся в первозданном виде. Они образовались в результате падения осколков колоссального железного метеорита весом от 400 до 100 тысяч тонн, осколки которого были найдены в 1937 году в местечке Каали в Эстонии.
Этот метеоритный дождь образовал цепочку кратеров, протянувшуюся вдоль Балтийского глинта от острова Саарема до окрестностей Санкт-Петербурга. Возраст образования кратеров по различным источникам колеблется от 2500 до 1000 лет.
На мой взгляд, именно об этой катастрофе упоминается в Лаврентьевской летописи в 1091 году: «В сё же лето бысть Всеволоду ловы деющизвериныя за Вышегородом, заметавшим тенета и кличанам кликнувшим, спаде превелик змий от небес, ужасасявсилюдье. В се же время земля стукну, яко мнози слышаша...»
1091 год — вполне реальная дата, т.к. именно в это время наблюдается необъяснимо бурное развитие металлургии на южном побережье Финского залива. Только в районе Красной Горки археологи обнаружили более 80 примитивных плавильных печей.
Тогда же начинается борьба за эти прежде никому не нужные заболоченные земли между шведскими, немецкими и славянскими племенами, позже даже возводятся крепости Копорье, Ям и Ивангород. А когда все выпавшие крупные обломки метеорита были собраны, ещё долго, вплоть до XIX века, в этих краях процветал промысел сбора и переплавки так называемой «болотной руды» — мелких частиц железа, аккумулируемых корнями болотных растений. Торф «прокаливали», выплавляя из него метеоритное железо — отсюда, возможно, и произошло название деревни Калище.
Давайте же сохраним и оставим нашим потомкам не только тонны отработанного ядерного топлива, но и этот уникальный уголок природы!
Владислав Голенецкий