Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

С шестнадцати лет в медсанбате

Анна Леонтьевна Тимченко

Наталья Козарезова
19.02.2015  -  00:00

Родилась 25 сентября 1925 года. С июля 1942 года по октябрь 1945 года была медсестрой в 523-м медико-санитарном баталь­оне 87-й Дальневосточной Краснознаменной Перекопской стрелковой дивизии. Воевала на Сталинградском, Южном, 4-м Украинском и 1-м Прибалтийском фронтах. Прошла Сталинград, Ростов на Дону, Донбасс, Перекоп, Севастополь, Шауляй, Лиепаю, Ригу. Награждена орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией».

Ане 18 лет

Ане 18 лет

Начало войны пятнадцатилетняя Аня встретила в подмосковном Коврино. В ноябре 41-го ее, вместе с другими учениками железнодорожного училища, эвакуировали в Новосибирск. Ребята жили в заводском общежитии и работали на станках в три-четыре смены. Однажды девушка увидела объявление о наборе на курсы медсестер и уговорила начальника ставить ее только в ночные смены. Теперь работала она по ночам, а днем — училась.


В конце июня 1942 года выпускниц медицинских курсов посадили в санитарный поезд. Но на построении накануне отправки Аню с подругой вызвали вперед и... вернули им документы: девушкам еще не было семнадцати. Пришлось пойти на хитрость. Когда поезд отправился, они сказали военному коменданту, что опоздали и их посадили в следующий — догонять. В этом составе ехала 87-я Дальневосточная стрелковая дивизия. В штабе подружки рассказали правду, и им предложили остаться в медсанбате.


Поезд направлялся к Москве, но по дороге его развернули — под Сталинградом дивизия была нужнее. Высадили на какой-то станции, дальше — пешком. Ночью шли, а днем пережидали немецкие налеты в лесу. Госпиталь развернули в селе Горомыславка, а 10 июля 1942 года начались страшные бои. В районе деревни Малые Россошки оборону против десятков танков противника держали 33 воина 1379-го стрелкового полка. «Мы их назвали 33 богатырями нашей дивизии»,— вспоминает Анна Леонтьевна. После войны Юрий Бондарев напишет о них книгу «Горячий снег». А всего в дивизии в те дни из двенадцати тысяч личного состава в живых осталось 183 человека.


Потом были Верхнекумские высоты западнее Сталинграда. 19 декабря 1943 года Анна не забудет никогда. В это утро фашисты совершили налет на госпиталь, погибли четыре медсестры. Госпиталь срочно грузили на машины, а она с бойцами хоронила подруг, завернув их тела в простыни и плащпалатки. Погибших укладывали в траншеи и присыпали землей. Уже на ходу садясь в последнюю машину, Аня постаралась запомнить место, где осталась эта безымянная могила.


Вновь сформированная дивизия воевала на Украине. Саур-Могила, Снежное, Енакиево — эти горячие точки нынешнего Донбасса были горячими и тогда. Потом освобождали Крым. 3 ноября 1943 шли бои за Перекоп. «Начали таскать раненых. Я их перевязывала и делала противостолбнячные уколы»,— вспоминает Анна Леонтьевна. А утром раненых погрузили на машину и повезли в госпиталь, Анна сопровождающая. Вдруг увидели множество солдат и расчехленные «Катюши». Какой-то полковник стал кричать, чтобы они убирались, но девушка, сама не ожидая от себя такого, закричала, что не свернет — у нее полная машина раненых, причем, двое в живот. Их пропустили. Только отъехали, как услышали выстрелы «Катюш».


Когда сдали раненых в госпиталь, оказалось, что медсанбат уже уехал. Стали догонять. Когда ехали по узкой горной дороге, над машиной появилось два вражеских самолета. Водитель с Анной спрятались в какой-то нише в скале. По машине раздались пулеметные очереди, а потом она загорелась и скатилась в пропасть, дальше пришлось идти пешком. Ночевали на передовой. С вражеских самолетов скидывали фонари, и пока они падали, лощина освещалась, словно днем. А рано утром начался бой...
Свой санитарный батальон нашли в Севастополе. А уже через два дня его погрузили в теплушки и повезли в Литву. Потом была Латвия. В лесу под Ригой Аня заболела малярией. Днем она лежала почти без сознания, а ночью начинался очередной приступ. Она уже малодушно подумывала о смерти... Но пленный немецкий врач, увидев обессиленную девушку, передал для нее три непонятные ампулы без маркировки — «это от малярии». Немца пригрозили убить, если станет хуже. Но он настойчиво протягивал пузырьки. Уже после первого укола медсестричка проспала целый день, после второго еще сутки, а потом пошла на поправку. Но 23 марта 1945 года ее ранило осколком снаряда в спину, и до апреля она пролежала в госпитале.


В октябре Анна вернулась в Мос­кву. Работала медсестрой, вышла замуж, родила двоих детей — сына и дочь. В Сосновый Бор впервые попала в командировке в 1968 году. А с 1972 года сюда переехала. Работы в городе для не нашлось, и до 1980 года Анна Леонтьевна Тимченко работала в Ленинградской Союзпроектверфи. А уже на пенсии, до 1997 года подрабатывала вахтером в общежитии ЛАЭС. Сейчас женщина сидит дома  — она прикована к инвалидной коляске (сказались последствия ранения) и вспоминает о былом. И ей есть что вспомнить.

Анна Леонтьевна (6 слева) на встрече с однополчанами на Мамаевом кургане

Анна Леонтьевна (6 слева) на встрече с однополчанами на Мамаевом кургане


* * *

За бои на Перекопе 87-я стрелковая дивизия получила почётное наименование «Перекопской», а за штурм Севастополя была награждена орденом Красного Знамени, стала Красно­знамённой.

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика