Черный дым клубится над пылающим зданием, но люди в серебристых костюмах бесстрашно подходят к самому огню и через несколько минут укрощают пламя. Эта эффектная демонстрация на полигоне пожарной части № 72 — лишь один маленький штрих на полотне масштабных учений, развернувшихся на Ленинградской атомной 19-20 сентября.
Пламя укротили за несколько минут. (Фото Нины Князевой)
Одних только членов и экспертов группы ОПАС (оперативная помощь атомным станциям) было более 100 (включая руководство концерна «Росэнергоатом», представителей Ростехнадзора, МЧС, научных институтов и др.). За учениями пристально следили наблюдатели из 9 стран. Журналистам довелось наблюдать происходящее на второй день после того, как на ЛАЭС «произошла» авария.
Хроника событий
Утром 20 сентября городские власти принимают решение о необходимости эвакуации части населения в загородную зону. 100 участников учения (работники ЛАЭС) регистрируются в зале СКК «Энергетик» и отправляются на автобусах в Волосово. А журналисты едут в «самое пекло» — в сторону ЛАЭС. На дороге работает пост дозиметрического контроля — тормозятся и обследуются на наличие радиоактивного излучения все машины, идущие от станции.
На полигоне пожарной части № 72 пожарные и спасатели демонстрируют спасение людей из окон высоких зданий и из горящих помещений, ликвидируют учебный пожар, освобождают из-под завалов пострадавшего.
Основная выставка техники на соседней площадке, где к ней уже присматриваются наблюдатели и эксперты. Тут есть на что посмотреть: управляемые роботы, системы дезактивации, многочисленные механизмы, облегчающие работу специалистов и спасение людей в условиях, когда счет идет на секунды.
По мнению руководителя делегации Норвегии, Швеции и Финляндии Оли Вилкамо, «с аварийной ситуацией, смоделированной на полномасштабном тренажере, персонал работал с большой степенью компетенции». Отличную оценку специалистов Российской Академии Наук (ИБРАЭН) получил за успешное отражение «информационной атаки» пресс-центр администрации.
Об итогах учений
На итоговой пресс-конференции руководитель группы ОПАС Н. Сорокин в целом оценил учения на «хорошо», заметив, что отличной оценки и не бывает, потому что учения для того и проводятся, чтобы осмысливать их результаты, учитывать и отрабатывать различные моменты. В частности, постоянно возникают вопросы, связанные с появлением более совершенных технических средств и необходимостью их внедрения.
Он отметил, что в ходе учений впервые было полностью смоделировано то, что могло произойти в реальной ситуации.
Начальник главного управления МЧС по Ленинградской области В. Кудрявцев сообщил, что на ЛАЭС выполнены все пункты предписаний по линии МЧС и отметил хорошую систему работы руководителей муниципального образования.
В ходе пресс-конференции выяснилось, что пока нет четкого ответа на вопросы о том, какие структуры должны отвечать, например, за системы оповещения горожан (радиоточки, сирены), или за снабжение населения йодистым калием. По словам директора ЛАЭС В. Лебедева, предприятие отвечает в первую очередь за персонал. Глава администрации Д. Пуляевский ответил, что касательно вопросов защиты населения в этой сфере, в законодательстве существует ряд неясностей. Обязанности федеральных, областных и местных структур по части вопросов системы защиты населения четко не прописаны, что и проявилось в ходе учений. Эти вопросы еще предстоит решить.
О компенсациях для жителей
«Я считаю, что в плане страхования у нас все в порядке» — успокоил сосновоборцев заместитель генерального директора «Росэнергоатома» Д. Ткебучава. Две страховые компании (ЗАО «МАКС» и ОАО «Согаз») в ходе учений условно перечислили 14,2 миллиона рублей на расчетный счет концерна для организации выплат. Для выплат в первые же дни после эвакуации предусмотрена сумма в 250 миллионов рублей (примерно 3 тысячи рублей на каждого сосновоборца) — это 10% от общей страховой премии. Размеры дальнейших компенсаций будут определяться индивидуально.
Цель учений — отработка взаимодействия и координации всех участников, проверка готовности к действиям в реальной ситуации — была достигнута. Впервые авария была смоделирована на полномасштабном тренажере. Персонал действовал в условиях, приближенных к реальным. Учения получили высокую оценку экспертов и иностранных наблюдателей, которые практически единогласно заявили, что им есть чему поучиться, и ЛАЭС хорошо подготовлена к аварийной ситуации, несмотря на то, что вероятность ее ничтожно мала.
Учения высветили ряд актуальных вопросов, подлежащих осмыслению и решению. И это правильно, потому что, как заметил руководитель группы ОПАС Н. Сорокин, «если бы мы не обнаруживали «слабых» мест, средства на учения были бы потрачены зря».
Кстати
В учениях приняли участие более тысячи человек. На их подготовку и проведение ушло около 7 миллионов рублей, а инвестиции в развитие противоаварийной базы ЛАЭС превысили 90 миллионов рублей.
В условиях учений эвакуация прошла спокойно и организованно. (Фото Юрия Шестернина)
«Работников вы эвакуируете, а где списки их родственников?»— выясняет глава группы ОПАС Н. Сорокин. (Фото Юрия Шестернина)
Можно без опаски прыгнуть с высоты на специальный тент, а можно — спуститься внутри эластичной трубы (видна за прыгающим). (Фото Нины Князевой)