Справа: Афанасьева Таисия Ефимовна
Все дальше и дальше от нас годы войны. Сегодня сидят за партами правнуки тех, кто воевал... Новые поколения знают о войне не только из книг и кинофильмов, но и из рассказов старших. Так и я узнала о моей прабабушке Афанасьевой Таисии Ефимовне (в девичестве Ганиной, на фотографии она справа).
Моя прабабушка родилась в 1917 году в Вологодской области в деревне Малая Липенка. Отец у них умер рано, а у матери оставалось на руках еще трое детей: две сестры и брат. В деревне было голодно, поэтому пришлось Таисии покинуть дом и уехать на заработки. Так, неожиданно для себя, она оказалась в Ленинграде, в институте «Вакцины и Сыворотки».
22 июня она собиралась с подругами поехать на экскурсию в Петергоф, но не смогла — началась война. Время блокады она переживала вместе со всеми ленинградцами. Изнурительный голод, ужас бомбежек — все это выпало и на ее долю. Она настолько обессилела к концу блокады, что была похожа на подростка. Как ей было обидно, когда проходивший мимо военный попросил помочь найти нужный ему дом и назвал ее, закутанную в платок, старушкой. Она говорила, что выжить ей помогла сыворотка, которую изготовляли в институте. Иногда ее выдавали работникам в дополнение к скудному пайку. Но даже в таких условиях Таисия думала не только о себе. При получении пайка в магазине она иногда встречалась с женщиной и ее шестилетней дочкой. Но однажды девочка пришла за хлебом одна и очень боялась, что не донесет хлеб своей умирающей матери. Моя прабабушка проводила ее домой и пообещала вернуться. Она взяла свою порцию сыворотки и отправилась обратно, но по возвращении увидела разрушенный во время бомбежки дом. Девочку Таисия больше не видела, но вспоминала о ней с теплотой и рассказывала потом своей дочери, какими были дети Ленинграда. Сама прабабушка тоже пострадала от бомбежки. В дом, в котором она жила, попала бомба. Таисия осталась жива, но поначалу лишилась зрения и слуха. В таком состоянии ее эвакуировали по Дороге жизни. Через четыре месяца восстановился вначале слух, а потом и зрение. Она выучилась на зенитчицу и была зачислена в зенитный полк.
Моя бабушка прошла 4 фронта: Карельский, 2-ой Белорусский, Прибалтийский, Дальневосточный. Многое пришлось ей пережить, но самым тяжелым воспоминанием были для нее страшные блокадные дни. Когда я смотрю ее награды, понимаю: за ними огромный труд и мужество.
После войны Таисия поселилась в городе Весьегонске Калининской области (ныне Тверской), поближе к своей семье, так как они по-прежнему нуждались в ее помощи. Там она вышла замуж, воспитывала дочь и работала в детском доме поваром. Она хотела заботиться о детях, чтобы они никогда не знали, что такое голод. Она была хорошим поваром и человеком, и дети, и коллеги относились к ней с любовью и уважением.
Идут годы... Мое поколение родилось под мирным небом, но в наших сердцах будет жить память о тех, кто воевал за нашу счастливую жизнь.