Мало показать проездной кондуктору — до кондуктора надо дважды добраться (Фото Виктора Поповичева)
С ноября вступает в действие новая система взаимоотношений кондукторов с гражданами, имеющими право пользоваться смарт-картами в пассажирском автотранспорте посредством валидаторов. О новой программе для валидаторов на встрече с представителями СМИ города рассказал директор АТП Е. Нагорный.
— Начну с того, что есть типичные причины, по которым некоторые льготники не могут пользоваться смарт-картами, которые, во-первых, бывают бракованными. Во-вторых, карты иногда не срабатывают при фиксации валидаторами по причине обветшания — стирается магнитный носитель. Как правило, мы решаем эту проблему без особых сложностей — обветшавшие меняем на новые и так далее. Но это не главное.
Далеко не все горожане понимают, что благополучие автотранспортного предприятия, а значит, и качество пассажирских перевозок, зависит от компенсации, получаемой от областной и федеральной власти за льготный проезд. Поэтому очень важно, чтобы льготники, выезжая за пределы города, фиксировали смарт-карты по месту выхода из автобуса.
К сожалению, многие этого не делают. В том числе и по причине, когда деблокировать смарт-карту можно было при следующей поездке — путем повторной фиксации валидатором.
Фактически льготники проезжают на большее расстояние, чем фиксируется в программе. Предприятие теряет деньги, которые могли быть потрачены, к примеру, на приобретение новых автобусов. С 1 ноября в АТП, как и в других автотранспортных предприятиях Ленинградской области, будет задействовано новое рабочее место — компьютерный комплекс с программой, позволяющий деблокировать смарт-карту. Другими словами, новая программа не позволяет снять блокировку, если льготник выехал за пределы жилой зоны — за город, но не зафиксировал смарт-карту при выходе. Повторная фиксация валидатором при следующей поездке не сработает.
Для деблокировки необходимо прийти в АТП и снять ее с помощью установленной у нас техники. Понимаю, что это вызовет недовольство среди горожан, но эту систему не мы придумали. И она, надеюсь, поможет отражать в программе реальное положение дела.
Это значит, что компенсация по возмещению убытков предприятия по льготному проезду станет более весомой.
* * *
Казалось, льгота — это некий подарок человеку от государства или от субъекта федерации, но в действии она выглядит далеко не подарком. В городских автобусах проблем нет: вошел человек, зафиксировал свое присутствие в автобусе с помощью валидатора — и все дела. С выездом за город процедура усложняется — фиксировать необходимо дважды: при входе и на выходе.
Дело в том, что когда человек стоит на выходе у передней двери автобуса, а кондуктор у задней, желания, а иногда и физической возможности продираться сквозь толпу к кондуктору нет. Зачем? Блокировка смарт-карты снимается при следующей поездке — путем повторной фиксации валидатором.
Новая программа такого не допускает — блок можно снять только с помощью оператора, управляющего комплексом деблокировки в АТП. Другими словами, льготник, между прочим заслуживший право на получение смарт-карты, приравнен к «зайцу». И наказывают его за то, что он не выполнил работу, возложенную на кондукторов. Заметим, не льготник, а предприятие обязано отчитываться по километражу пробега автобусов перед областной и федеральной властями, чтобы получить компенсацию за льготный проезд.
Возникает вопрос: а не проще ли бы было провести мониторинг по километражу в городах Ленобласти, а затем вывести средние цифры и по ним компенсировать потери автотранспортников, и не морочить голову пенсионерам валидаторами и блокировками?
Как бы то ни было, новая программа фиксации поездок пассажиров в автотранспорте, выезжающем за пределы города, создана во благо транспортников, решающих проблемы своих предприятий, а совсем не пенсионеров.