Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Сергей Кириенко: «Для перспектив атомной отрасли есть только одна угроза — политическая»

13.02.2012  -  00:00

В Сосновом Бору с рабочим визитом побывал глава Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко. Он встретился с руководителями и работниками предприятий, осмотрел площадку строительства ЛАЭС-2, но самое главное — пообещал решить ключевые для атомщиков и жителей всего города проблемы. «Маяк» публикует ответы на самые острые вопросы жителей Соснового Бора.

Сергей Кириенко: «Для перспектив атомной отрасли есть только одна угроза — политическая»
Сергей Кириенко: «Для перспектив атомной отрасли есть только одна угроза — политическая»

О безопасности

— «Фукусима» нанесла серьезный удар по отрасли, в первую очередь психологический. Шли разговоры о том, что мир откажется от развития атомной энергетики. После аварии большинство политических лидеров довольно долго отмалчивались. В первую неделю публичные заявления о поддержке атомной энергетики сделали 3 человека: первым был Владимир Путин, потом Дмитрий Медведев и после Николя Саркози. Первые тезисы Обамы появились месяца через 4.

В итоге в той или иной форме отказались от ядерных энергетических программ только 4 страны: Германия, Италия, Швейцария и Филиппины. А заявило о продолжении развития атомной энергетики гораздо больше: Великобритания, Финляндия, Южная Корея, Китай, Индия, Франция, США, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и другие. Для нас очень важны зарубежные контракты, потому что только внутрироссийская программа строительства АЭС не позволяет наращивать мощности ни в проектных институтах, ни в машиностроении, ни в топливной компании. Так вот, если до «Фукусимы» были заказы на строительство 12 атомных энергоблоков, то на 1 января этого года — на 21 блок.

Появились так называемые «постфукусимские» требования. Японская станция выдержала бы и цунами, и землетрясение. Она не выдержала их вместе. В рамках стресс-тестов мы предполагаем, что 11 марта прошлого года наша станция находилась бы на месте «Фукусимы». Более того, мы закладываем и тот фактор, что по какой-то причине на АЭС нет людей. Ответ абсолютно точный — современные российские станции обеспечивают абсолютную надежность даже в таких условиях.

О строительстве ЛАЭС-2

— Инцидент, который произошел при строительстве ЛАЭС-2, на безопасность станции не повлияет. Все, что мы имеем, — потеря устойчивости арматуры. Но у меня к этому отношение, как к чрезвычайной ситуации. Поэтому было принято решение уволить трех руководителей и приостановить строительство. В июле это произошло при заливке бетона, а если завтра случится при монтаже основного оборудования? Поэтому принято решение, что генподрядчиком становится одна из крупнейших строительных компаний в стране «Спецстрой России». Основным субподрядчиком будет «Северное управление строительства», легендарная для Соснового Бора компания. Более того, «Спецстрой» получил полное управление СУСом, чтобы можно было контролировать процесс и нести ответственность за качественную и своевременную стройку.

О жилищной проблеме

— Обычно при сооружении станций мы не строим жилье, но в Сосновом Бору сложилась особая ситуация, и мы это понимаем. У нас есть два способа решения жилищных проблем. Один их них — это ипотечная программа. Мы выделяем беспроцентную ссуду на первый взнос. Причем во всех городах присутствия
Госкорпорации — это 600 тысяч рублей, для Соснового Бора — 800 тысяч. Кроме того, субсидируем процентную ставку. Для молодых специалистов процент, который они будут выплачивать банку, варьируется от 1 до 5 в зависимости от уровня зарплаты. Остальное доплачивает Росатом. Для тех, кто не подпадает в категорию «молодой специалист», — максимальная ставка 7 процентов. Учитывая среднюю зарплату сотрудников отрасли (а за последние 5 лет она выросла в 3 раза), это вполне подъемные условия. И если раньше программа распространялась только на сотрудников станции, то сейчас решено включить в нее и НИТИ им. А.П. Александрова. Более того, готовы поддерживать и ключевых работников образования, здравоохранения. Мы отвечаем за Сосновый Бор. Так было, и так будет всегда.

Второй способ решения жилищной проблемы — строительство. Из-за дефицита жилья цены стали спекулятивно расти. Мы заложили программу сооружения домов: 300-квартирный дом сдается в этом году, строительство еще одного начнется. Всего будет сдано 1280 квартир. Согласен, необходимо иметь еще корпоративное жилье, которое не требует денег на старте. Всю жизнь человек вряд ли захочет прожить в служебной квартире, но как временная мера — это приемлемо. Уже решено, что 300 квартир станут служебными.

О медицинском обслуживании

— Нужно обеспечить нормальное финансирование медицинских учреждений. Традиционно медсанчасти ФМБА, обслуживающие стратегические отрасли, значительно лучше обычных. Когда началась программа модернизации здравоохранения, стали активно поддерживать наименее защищенных. И в этом тоже была логика. В итоге получилось, что заработная плата цехового терапевта стала меньше, чем у участкового врача, потому что доплата не предусмотрена. Нужно срочно вносить поправки в законодательство. Я уже доложил это председателю правительства, попробуем максимально быстро получить все необходимые решения. Следующий пункт — оборудование и ремонт. В этом году уже предусмотрено на эти цели 172 млн рублей.

Похоже, сегодня в системе ДМС есть ошибка. Мы исправим стандарты и запустим систему прямых договоров. Это позволит более требовательно подойти к качеству услуги. По ЛАЭС этот вопрос уже решен, если есть необходимость принять аналогичные решения по НИТИ им. А.П. Александрова — сделаем. Также должно быть прописано право обратиться в другое медицинское учреждение. Сегодня нужно ждать письменный отказ. Это неправильно.

О перспективах отрасли

— Все принципиальные решения на уровне руководства страны уже приняты. Объем инвестиций на самом деле колоссальный! В целом — около 500 млрд рублей. В 2014 году мы планируем запустить первый блок, в 2016 — второй, и в 2020-21 — третий и четвертый. Для нас жизненно важна государственная поддержка, и она у нас есть. Ведь в 2006 году мы находились в ситуации, когда от государства были только заказы на продление работы действующих блоков. Это означало, что после 2025 года перспективы развития не существовало. Без программы модернизации Ленинградская атомная станция закрылась бы в 2011 году. То есть сегодня она бы уже не работала... Мы посчитали, общий объем финансирования, которое выделяется на развитие отрасли,— более 4 трлн рулей.

О заслугах

— Все, что произошло в атомной отрасли, а произошло чрезвычайно много, это вопрос политической воли руководства страны. Если уж говорить о человеке, которому отрасль обязана своим развитием, то зовут его Владимир Владимирович Путин. Именно он принимал решения обо всех этих триллионах. Когда мы развернули программу развития, встал вопрос об обеспеченности природным ураном. Основные месторождения при распаде союза остались за пределами России. В 2008 году, когда начался пик кризиса, деньги «срезали» со всех программ. В этот момент я пришел к Владимиру Владимировичу с идеей, за которую меня можно было выкинуть из кабинета, и я бы не удивился. Потому что я пришел просить 2 млрд долларов на то, чтобы скупить дешевые урановые активы за рубежом. Кризис — цены упали, урановые компании стали стоить в 10 раз дешевле. Мы скупили месторождения в Африке, Казахстане, Австралии, это звучит странно, но мы сегодня владеем 20% урановых месторождений в США. Если предположить, что нам никто не продаст ни одного грамма урана, запасов хватит на 100 лет вперед.

Об угрозах

— Откровенно говоря, я считаю, что риск для отрасли один — отношение федеральной власти. Со всем остальным мы справимся. Перед нами пример Германии, где сокращают десятки тысяч специалистов. Причина простая — там проиграли «зеленым» земельные выборы (аналог областей и республик в Российской Федерации — прим.ред.). И у федеральных властей Германии не хватило воли поспорить с популизмом, хотя сама Ангела Меркель выступает за развитие отрасли. По подсчетам, отказ от атомной энергетики обойдется Германии в 1,7 трлн евро. У нас был почти готов контракт на сооружение станции в третьей стране с крупнейшей немецкой компанией — инвестором. Я давно такого не видел — передо мной сидел один из ключевых руководителей мировой компании, а у него слезы на глазах. Потому что он должен после переговоров пойти и объявить людям, что они уволены. Они всю жизнь отдали атомной отрасли и больше государству оказались не нужны. Я не хочу, чтобы у нас произошло что-то подобное.

Анастасия Данилова

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика