Шаг из коммунального сумрака

Как работает объединенная диспетчерская служба

15.07.2009  -  00:00

 Система работы объединенной службы позволяет отслеживать ход выполнения заявки каждого горожанина. Такая же установлена у главы администрации и его первого заместителя (Фото Юрия Шестернина) Система работы объединенной службы позволяет отслеживать ход выполнения заявки каждого горожанина. Такая же установлена у главы администрации и его первого заместителя (Фото Юрия Шестернина) Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Сотрудники городской объединенной диспетчерской службы знают детскую считалочку, помогающую запомнить порядок цветов радуги, назубок. И не забавы ради — каждый цвет сигнализирует о степени важности коммунальной проблемы.

Красный цвет аварии Экран монитора загорелся красным или оранжевым — произошло происшествие в масштабе целого города или группы микрорайонов. Подобное мы, к сожалению, уже проходили. Взять, например, случившееся в феврале прошлого года отключение большей части города от электроэнергии в результате пожара на подстанции с последующим отключением водоснабжения. И в мае нынешнего года авария на подстанции оставила без электроэнергии несколько микрорайонов. Огненные цвета, вспыхивающие на экранах мониторов городской объединенной диспетчерской службы и одновременно главы администрации, его первого заместителя и председателя комитета по управлению жилищно-коммунальным хозяйством, не просто сигнализируют об аварии. Теоретически немедленно должна начинаться работа по оповещению населения, определению ответственных за ее устранение и координации их действий. Но на практике не все так просто. В рамках действующего «Временного положения о городской оперативной диспетчерской службе» алгоритм действий в случае возникновения аварийной ситуации или аварии прописан только для самой объединенной диспетчерской службы. Аварийные бригады ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний могут действовать и без согласования с ней. Как показывает печальная практика, порой они неоперативно доносят до населения информацию об аварийной ситуации, мерах и сроках ее устранения. Возникают и нелепые ситуации, как с недавней аварией на теплотрассе. Жители города сообщили об утечке воды в объединенную диспетчерскую за три дня до того, как трубу окончательно прорвало. Но реакция «ТСП» последовала лишь когда «петух клюнул». По словам заместителя директора городской объединенной диспетчерской службы В. Ефремова, изменить ситуацию могло бы утверждение регламента взаимодействия служб и оповещения населения, в котором детально расписывается механизм действий и оперативное информирование населения. Даже разработан примерный вариант такого документа, но почему-то его корректировка и принятие задерживаются. А вместе с ним задерживаются и более оперативное устранение аварийных ситуаций на городских системах жизнеобеспечения, и своевременное информирование о них горожан. В идеале информация должна поступать в СМИ незамедлительно.  О принятой диспетчером заявке жителя должно немедленно становиться известно исполнителю. На деле оперативно происходит только передача заявки исполнителю, большая часть заявок остается непринятой, а отчеты об их выполнении встречаются и вовсе крайне редко. Всю эту информацию можно легко увидеть на экране монитора диспетчерской
О принятой диспетчером заявке жителя должно немедленно становиться известно исполнителю. На деле оперативно происходит только передача заявки исполнителю, большая часть заявок остается непринятой, а отчеты об их выполнении встречаются и вовсе крайне редко. Всю эту информацию можно легко увидеть на экране монитора диспетчерской Жизнь в фиолетовых тонах К счастью, обычно экран монитора оперативной диспетчерской службы освещен спокойным фиолетовым цветом. Это хотя и не очень веселая, но до боли привычная картина городской жизни, означающая локальные коммунальные неприятности: забился мусоропровод, потекла батарея, не горит фасадное освещение. Соответственно, их устранением занимается не «весь город», а только управляющая или ресурсоснабжающая организация. Однако теперь жалоба не может кануть в Лету, как это бывало при приеме собственными диспетчерскими службами — каждая фиксируется в базе данных. Если заявка не была выполнена, она обязательно повторится, иногда не один раз, что будет обязательно отмечено председателем комитета по управлению жилищно-коммунальным хозяйством, отслеживающим прием и выполнение заявок в режиме реального времени. И, хотя санкций за несвоевременность реагирования на жалобы населения не предусмотрено, УК, как показывает практика, стали более оперативно работать с жалобами населения. Большая часть заявок (а с 1 января этого года их принято больше семи тысяч) касается обслуживания жилого фонда, но есть и аварийные. При этом ситуация с аварийными службами в городе достаточно интересная. У «Агентства эксплуатации недвижимости» и «Социум-Строя» есть свои аварийные бригады. Другие управляющие компании заключили договоры на аварийное обслуживание со специальными фирмами. Все бы ничего, но если одни аварийные службы работают достаточно профессионально, то нередки ситуации, когда это просто дежурный сантехник или электрик, принимающий звонки у себя дома. Следовательно, и выполнение заявок происходит с разной скоростью и степенью ответственности. Может быть, было бы более целесообразно организовать, по аналогии с единой аварийной газовой службой, единую аварийную сантехническую или электротехническую. Но согласятся ли на это компании, ведь, по сути, объединение может стать шагом и к объединению жилищно-коммунальных услуг? Не все хотят объединяться Пока же в коммунальном мире действует любимая установка древнеримского сената — разделяй и властвуй! Больше УК — больше неразберихи со стоимостью услуг, договорами и обязательными для выполнения работами. Каждой удобно иметь свою, не выносящую коммунальный сор из избы диспетчерскую службу. В объединенной же службе все на виду — за прошедшую неделю, например, поступило 283 заявки, из которых 36 аварийных. Люди жаловались на протечку кровли, холодные полотенцесушители, неработающие лифты и подъездное освещение. За свои услуги населению оперативная диспетчерская служба должна получать оплату с управляющих компаний, которые, в свою очередь, закладывают эти расходы в стоимость расходов на содержание жилья. В квитанции «Социум-Строя», не заключившего договора с объединенной диспетчерской службой, тоже можно увидеть графу «услуги ОДС» с вполне конкретной суммой оплаты, кстати, почему-то сильно превышающей 22 копейки с квадратного метра общей площади квартиры, утвержденных администрацией в рамках конкурсного договора по выбору управляющей организации. Куда же уже полгода идут эти деньги? «На содержание собственной диспетчерской службы»,— уверяет начальник жилищно-эксплуатационной службы компании А. Шакиров. Но и с другими управляющими дело обстоит не так гладко, как того хотелось бы. «Агентство эксплуатации недвижимости», например, предлагает скорректировать существующий договор, существенно уменьшив сумму оплаты за услуги диспетчеров. Но будет ли она при этом сокращена для жителей? При этом у многих управляющих компаний, как говорит В. Ефремов, существует серьезная задолженность перед объединенной диспетчерской службой, что не может не мешать сделать ее полностью соответствующей основной задаче — «ведению постоянного мониторинга за техническим и санитарно-гигиеническим состоянием зданий, сооружений, территорий, оборудования, коммуникаций и объектов ЖКХ». Ведь объединенная диспетчерская служба существует в интересах жителей Соснового Бора, помогая проследить работу действующих в городе управляющих компаний, которые приходят и уходят, оставляя людей наедине с коммунальными проблемами. И также — в интересах городской администрации, обязанной осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилого фонда. *** Начальник жилищно-эксплуатационной службы управляющей компании »Социум-Строй» А. Шакиров: Объединенная диспетчерская служба дублирует работу собственной диспетчерской службы «Социум-Строя», которая более оперативно принимает заявки. На аварийные вызовы незамедлительно выезжает собственная аварийная бригада, а объединенная служба является ненужным посредником, иногда (в силу технических неувязок) теряющим драгоценное в таких случаях время. Ее работу могло бы оправдать только наличие единой городской аварийно-технической службы. Председатель комитета по управлению жилищно-коммунальным хозяйством С. Абрамов: Основная цель, которую мы преследовали, создавая объединенную диспетчерскую службу,— создать независимый канал получения информации о состоянии жилого фонда, пока что не достигнута. Администрация может лишь в режиме реального времени видеть заявки жителей, обратная связь с управляющими компаниями не налажена. Нет у нас и базы данных, на основании которых можно было бы сделать анализ ситуации. Цифры • Объединенная диспетчерская служба работает в Сосновом Бору с первого августа 2008 года. За полгода нынешнего года было обработано 7550 заявок. Телефоны — 2-12-25 и 921-76-44-112

Комментарии

Загрузка комментариев...