Проходя по системе отстойников, вода становится все чище и чище. (Фото Юрия Шестернина)
Каждый день мы включаем дома краны и пользуемся водой: холодной и горячей. Перебои в водоснабжении для нашего города, скорее, исключение, чем правило. Если они и происходят, то обычно — ненадолго. Сосновый Бор достаточно надежно снабжается качественной питьевой водой. О том, откуда приходит к нам эта вода, кто обеспечивает ее обработку и доставку, корреспонденту «Маяка» рассказал начальник цеха водоснабжения ЛАЭС А. Грибов.
— Александр Васильевич, откуда приходит в город питьевая вода?
— Для водоснабжения питьевой водой города, а также, прежде всего, Ленинградской атомной станции и предприятий ядерного цикла существует цех водоснабжения ЛАЭС. Основные сооружения цеха находятся в деревне Систа –Палкино. Они состоят из двух независимых блоков очистки и очищают воду реки Систа. Проектная мощность обоих сооружений — 90 тысяч кубометров в сутки при условии так называемой «цветности» воды 150 градусов. Ввиду высокой цветности воды в Систе (она нередко бывает и 360 градусов), мы работаем примерно на половину производительности, но этого вполне хватает для того, чтобы Сосновый Бор получал питьевую воду. Кроме того, от нашей же воды город получает тепло и горячее водоснабжение.
Примерно пятая часть хозяйства цеха водоснабжения располагается на Временном поселке — это фильтроотстойные сооружения ФОС-1.
— В настоящее время для обеззараживания воды в цехе используется хлор. Планируется ли переход на другие варианты обеззараживания?
— Хлорирование воды для ее обеззараживания — это классическая технология, одна из самых надежных, которая позволяет очистить воду практически от любых загрязнений до качества питьевой воды. Да, при этом в воде остаются в ничтожно малом количестве и хлориды, и металлы, но в границах предельно допустимых концентраций.
На сегодняшний день мы для обеззараживания питьевой воды используем хлор-газ. Но это ядовитое вещество (второй класс опасности) мы стремимся заменить. Рассматривается вопрос замены хлора на гипохлорит натрия (жидкость, которая в химическом отношении не представляет собой большой опасности). Возможно, в дальнейшем мы будем включать на последнем этапе очистки воды также и обработку ее ультрафиолетом.
Используемых нами технологических процессов достаточно для качественной обработки даже достаточно грязной воды, поступающей порой (к примеру, в половодье) из Систы.
— Каким образом контролируется качество питьевой воды, поступающей в город?
— По стандартным технологиям, с использованием химических анализов. В рамках реализации планов продления срока эксплуатации ЛАЭС мы получили большое количество современного оборудования для контроля качества питьевой воды. Это позволит нам теперь в кратчайшее время определять ее состояние на разных стадиях обработки в гораздо более короткий срок, чем это происходит сейчас, и не допустить выхода некачественной воды в сеть.
— Вода от сооружений в Систа-Палкино поступает в Сосновый Бор по двум главным водоводам, которые были построены довольно давно — более трех десятков лет назад. Насколько состояние, так сказать, внушает оптимизм?
— Действительно, водоводы по всем нормативам уже изношены, они существуют с 1976–1978 годов. Но главная проблема наших водоводов не в «старости», а в том, что они проходят по промышленной зоне, где расположено чрезвычайно много пересекающих их линий электропитания. А это создает условия для повышения коррозионной активности. Поэтому мы действительно каждый год имеем большое количество нарушений прочности труб водоводов. В случае прорыва мы находим поврежденный участок и ремонтируем, в наиболее проблемных местах производим реконструкцию. Так, на протяжении 500 метров в районе бойлерной теплоснабжения осуществлена так называемая бестраншейная санация — внутри стальной трубы проложена новая полиэтиленовая труба диаметром 600 мм. Запланирована санация еще одного участка (примерно 300-400 метров).
Потери воды при прохождении по старым водоводам достигают 30%, иногда их удается снизить до 15%. Тем не менее, водоводы еще вполне можно использовать. Но определенные ограничения во время проведения ремонтных работ на них все равно будут. Ведь не всегда удается быстро обнаружить протечку. К примеру, в минувшем январе мы искали крупную протечку долго — две недели, потому что был очень высокий уровень снега. Не все протечки можно увидеть еще и потому, что порой наши водоводы проходят через болото. Мы даже осушили одно небольшое болото, чтобы следить за водоводами.
— Какой объем воды цех водоснабжения поставляет сейчас в Сосновый Бор и какой объем требуется городу?
— Мы полностью удовлетворяем потребность Соснового Бора в питьевой воде. В настоящее время, по нашим данным, Сосновый Бор берет в сутки 17-18 тысяч кубометров питьевой воды. К слову, еще лет 5 назад эта цифра составляла 20-22 тысячи кубометров в сутки. Уменьшение произошло в определенной степени, видимо, потому, что люди стали ставить счетчики и экономить воду. Даже при условии роста населения города в связи со строительством ЛАЭС-2 мощности цеха водоснабжения хватит для того, чтобы обеспечить водой всех горожан.
— Строительство замещающих мощностей ЛАЭС-2 предусматривает ряд социальных гарантий для города. В их числе — создание нового закрытого источника водоснабжения для города. На какую воду и когда могут рассчитывать сосновоборцы?
— В ближайшие годы в город должны прийти подземные воды. Еще в 90-м году был поставлен вопрос о необходимости использования питьевой воды от подземных источников в районе Карстолово. Но прошло немало лет, прежде чем эта идея начала реализовываться. Совсем недавно было принято решение о согласовании проекта получения подземной воды в объеме строительства ЛАЭС-2. Судя по данным, которые представляет нам проектная организация, вода из района Карстолово будет очень хорошего качества. Сегодня ведется активная работа: выполняется рабочее проектирование, уже осуществлен выбор трассы — она пройдет по территории трех районов Ленинградской области.
Подземная питьевая вода должна будет подаваться только в город. А станция цеха водоснабжения, расположенная на Систе, будет снабжать водой промышленную зону, ЛАЭС, ЛАЭС-2 и работать на теплоснабжение и горячее водоснабжение. То есть значение нашего цеха будет для города по-прежнему достаточно высоким.
Подземная вода, придя на станцию ФОС-1 на Временном поселке, будет поступать в резервуары чистой воды и направляться в город из нашей же насосной, которая тоже к тому времени будет уже работать с большей, чем в настоящее время, надежностью. И тогда в смысле качества питьевой воды горожане будут защищены на случай любых ситуаций. Проектанты, которые разрабатывают проект по приходу подземной воды, планируют использовать для обеззараживания этой воды привозной химический гипохлорит натрия, также обсуждается вопрос кондиционирования воды ультрафиолетовым излучением.
Водоводы для питьевой воды от Карстолово до Соснового Бора будут изготовлены из пластика — того материала, который уже показал себя достаточно хорошо и «не боится», в частности, пересечения с линиями электропередач.
По плану подземная вода должна уже быть в городе к моменту пуска первого энергоблока замещающих мощностей, то есть к 2013 году, и мы очень надеемся, что так и будет.