Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

«Случайных людей здесь нет». Владимир Минаев, директор программы в Концерне «ТИТАН-2» — о строительстве атомной станции в Египте

Людмила Цупко
18.12.2021  -  16:04

2021 год для Концерна «ТИТАН-2» ознаменован важным событием: открытием строительной площадки будущей атомной электростанции в Египте. Уже сейчас там работают десятки сосновоборцев, которые помогают зарубежным коллегам в сооружении первого атомного объекта в истории Египта. О том, почему этот проект уникален не только для Египта, но и для мировой атомной энергетики, рассказал «Маяку» директор программы по сооружению атомной электростанции «Эль-Дабаа» в Концерне «ТИТАН-2» Владимир Минаев.

Фото из личного архива героя
Фото из личного архива героя

Младшая сестра ЛАЭС

— Расскажите немного о проекте, что он из себя представляет?

— По межправительственному соглашению и соответствующему контракту, который подписан с египетским заказчиком — им выступает компания NPPA, — сооружается четыре энергоблока, каждый мощностью 1200 мегаватт. Генеральным подрядчиком на проекте является АО «Атомстройэкспорт», генеральный проектировщик — СанктПетербургский филиал Объединенного проектного института «Атомэнергопроект». За основу взят аналогичный проект Ленинградской атомной станции с некоторыми доработками, которые учитывают позицию египетского заказчика. Но в целом это — наш ленинградский проект.

— То есть, можно сказать, что «ЭльДабаа» — это младшая сестра ЛАЭС?

— Да, в целом можно.

— Чем сейчас Концерн «ТИТАН-2» занимается на площадке?

— «ТИТАН-2» является одним их ключевых подрядчиков на этом проекте. В зоне ответственности «ТИТАНА-2» на сегодняшний день — полностью весь подготовительный период. Это и бетонные заводы, и строительномонтажная база, складское хозяйство, дорожное хозяйство, водо- и электроснабжение площадки. А также создание условий для проживания персонала, как из России, так и местного.

— А какой будет роль Концерна в строительстве самой станции?

— В зоне ответственности «ТИТАНА-2» — береговые гидротехнические сооружения, объекты схемы выдачи мощности для всех четырех блоков, а также «ядерные острова» 3-го и 4-го энергоблока. Это уже больше половины объема всей станции. Помимо Концерна на площадке, безусловно, будут работать и многие другие строительные организации — и российские, и египетские.

Другая жизнь

— Сколько человек сейчас задействовано на строительстве?

— На площадке при работах подготовительного периода присутствуют чуть больше тысячи человек. В планах на следующий год, когда начнется разворот работ основного периода, к середине года должно быть около 2,5-3 тысяч человек, а в конце года — ближе к 5 тысячам.

— А сколько из них россиян?

— Сегодня на площадке присутствует порядка 250 человек из России. В основном это сотрудники «Атомстройэкспорта», «Атомэнергопроекта», титановские инженеры, служба строительного контроля и охраны труда. Костяк коллектива «ТИТАНА-2» здесь формируют люди, которые переезжают сюда на время реализации проекта — по сути, на постоянное проживание. Поэтому предпочтение отдаем тем, кто едет с семьей, особенно если и муж, и жена — сотрудники «ТИТАНА-2».

Фото из личного архива героя


— То есть кто-то уже туда переехал надолго?

— Да. Я и сам переехал надолго. У меня семейство уже большенькое, поэтому я здесь «холостяцствую». Время от времени стараюсь навещать семью в России.

— Как вообще воспринимается эта смена обстановки? Насколько комфортно работать и жить за границей?

— Человек ко всему привыкает. А те, кто всю жизнь или полжизни отдал сооружению подобных сложных промышленных объектов, привыкли к тому, что работа разъездная. Случайных людей здесь практически нет. Есть много людей с опытом на заграничных объектах — кто-то успел в Бангладеше поработать, кто-то в Турции. Но основу составляют те, кто прошел школу российских объектов: поработал на Ленинградской атомной станции, в Северске, в Курчатове.

— А в бытовом плане как?

— Есть свои плюсы, есть и свои минусы. Сейчас начинается не самый приятный сезон, несмотря на плюсовые температуры — ветер, песок… Развлечений тут нет особо. До ближайшего крупного города, Александрии, два с половиной часа на машине, до Каира — четыре часа. Регулярное сообщение с городами есть, но российским специалистам не рекомендовано пользоваться местным общественным транспортом.

— Почему?

— В том числе и потому, что не так много сотрудников владеет арабским языком.

— Но ведь уроки языка есть?

— Да, это организовано. Официальный язык контракта — английский, поэтому предпочтение отдаем сотрудникам, знающим английский язык. А так — есть курсы английского языка, буквально недавно начали работать курсы арабского для наших сотрудников. И для местных специалистов египетских компаний организованы уроки русского языка.

— Так сказать, чтобы все друг друга понимали.

— Ну, работать здесь придется не один год, поэтому коммуникации надо налаживать.

На фото: Владимир Минаев с египетским коллегой / Из личного архива героя


Вопросы коммуникации

— Существует ли египетский менталитет?

— Люди — они везде люди. Но менталитет, естественно, отличается. Это же восток, мусульманская страна, арабский мир. Плюс расположение площадки играет роль — это не самое цивилизованное место Египта, здесь очень сильны позиции местных бедуинов, владельцев земли. Все это нужно учитывать и быть очень осторожным.

— Языковой барьер наверняка тоже определенную специфику создает.

— Как и на любом зарубежном объекте, прежде чем сказать какое-то слово, нужно быть уверенным, что в произношении египетском это точно ничего обидного не значит. В случае неуверенности лучше промолчать, чем оказаться в неловкой ситуации. Стараемся работать с профессиональными переводчиками, которые сопровождают нас в работе. Среди местных специалистов бытует шутка, которая недалека от истины, что Египет — это страна ИБМ. И — это «иншалла», «если даст Аллах»; Б — «букра», завтра; и М — «маалиш», означает «ну, так получилось». Почему не сделал? Маалиш. Когда сделаешь? Иншалла букра!

— Если сотрудник уехал в Египет работать и понял, что ему там совсем не нравится, есть ли у него возможность вернуться в Россию на прежнюю должность?

— В «ТИТАНЕ-2 «вообще очень трепетно относятся к персоналу. Как вы понимаете, на зарубежные объекты отправляются высококвалифицированные кадры. Конечно, эти люди не останутся за бортом. Мы с этим сталкиваемся на всех наших объектах. «ТИТАН-2» работает по всей России и за рубежом. Всякое бывает: или климатические условия не подходят, или по состоянию здоровья, или ожидания не оправдались. Гарантий, что именно на ту же должность получится восстановиться, никто дать не может, потому что места не пустуют. Но у человека всегда есть возможность вернуться, и таких примеров много.

— Вы приехали в Египет с Владимиром Брониславовичем Садовским. Расскажите, какие у него заботы на площадке?

— Да, мы с ним приехали вместе, единой командой. Если в России он был в должности моего советника, то здесь он полноценный мой заместитель по общим вопросам. Учитывая что «ТИТАНУ-2» здесь предстоит построить настоящий город для проживания российских и иностранных рабочих общей численностью до 30 тысяч человек, кому как не Садовскому с его опытом этим заниматься. Мы уже между собой назвали его «губернатором» этого города.

В два раза больше

— Говорят, что проект «Эль-Дабаа» могут даже расширить.

— Да, такая возможность есть. В следующем году ожидается встреча Президента Российской федерации и президента Египта. Это встреча будет приурочена к такому важному событию, как закладка первого бетона в основание здания реактора первого энергоблока. Если все будет хорошо, и работы будут идти в соответствии с графиком, закрепленным в контракте, существует вероятность, что египтяне закажут еще четыре энергоблока вдобавок к уже законтрактованным. Площадка, которая выбрана для сооружения станции, позволяет разместить восемь энергоблоков.


— Так в перспективе вас ждет грандиозный проект!

— Это и без перспективы уже грандиозно, потому что особенностью подписанного контракта являются очень сжатые сроки. Еще нигде в мире за 64 месяца основного периода не сооружались энергоблоки такого типа и такой мощности. А по контракту именно за пять с небольшим лет должен быть построен первый энергоблок, и потом, с интервалом в полгода, второй, третий и четвертый. По директивному графику в 2028 году должны быть введены в эксплуатацию 1 и 2 энергоблоки, а в 2029 году — 3 и 4 энергоблоки.

Читайте также:

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика