Соль, песок или химия?
Бороться со снегом и льдом на дорогах можно по-разному
Настоящая зима пришла в этом году лишь в канун Нового года, и почти сразу же разгорелись страсти: почему в городе такая грязь из-за антигололедных реагентов и песка и насколько оправдано их применение. Мол, убирать снег надо вовремя, и не нужно будет посыпать дороги всякой гадостью.
Реагенты — лучшие друзья коммунальщиков
В чем только не упрекают горожане дорожников! Атаку этих химикатов, говорят автомобилисты, не выдерживают ни шины у машин, ни металлическая часть авто, съедаемая вызванной коррозией.
А кто посчитал наши убытки от испорченной обуви и одежды, добавляют пешеходы. И как ни убеждают власти, что реагенты совершенно безопасны и для здоровья, и для имущества, им не верят. Так кто же прав?
В городе долгие годы использовалась смесь песка с технической солью. Однако песок стал забивать стоки и трубы ливневой канализации. Поэтому дорожные службы стали использовать только техническую соль, которая хорошо плавит лед.
Но есть проблема — остатки снега с этой солью скидывались на газоны и засолили почвы так, что стали засыхать растущие по соседству деревья и кустарники.
В последние годы коммунальные службы стали переходить на комбинированные жидкие и твердые реагенты, способные более интенсивно плавить снег при низких температурах.
Да и в появлении жирной грязи на дорогах после обработки, говорят специалисты, виноваты не реагенты, которые представляют собой бес¬цветный или слегка желтоватый раствор.
Черноту снежным отвалам на обочинах добавляют выбросы от автотранспорта и немытые большегрузные машины, которые разносят грязь со строек и из промзоны. Смешавшись с раствором снега и реагентов, эта грязь и образует жирную эмульсию, которая так раздражает жителей под ногами и колесами авто.
Реагенты и в самом деле негативно воздействуют на мех и кожу. Единственное, что можно сделать,— запретить использовать химию на тротуарах, остановках транспорта и во дворах. Там годится только механическая уборка и посыпка гравием.
Страдают и животные
Что же касается животных, то они, попав лапами в реагентную лужу, страдают и от солевого стресса, и от обморожения, которое может наступить на холоде.
К сожалению, защитить их пока можно только одним: надевая на лапы защитные носочки, а еще лучше — выгуливая в парках, а не на дорогах. По крайней мере, до тех пор, пока ученым не удастся изобрести качественно новые реагенты.
Можно ли отказаться от соли в Сосновом Бору
В нашем городе в последние годы также применяются химические реагенты, но их доля в общей песчано-соляной смеси пока не так значительна. По простой причине — «химия» в десятки раз дороже. Основную долю противообледенительных препаратов сейчас составляет техническая соль.
По словам директора предприятия «Спецавтотранс» А. Грибаненкова, песком проезжая часть посыпается в исключительных случаях — когда без него уже не обойтись. Чистый песок чаще используют управляющие компании для обработки тротуаров и внутридворовых проездов.
Зато весной остатки неубранного вовремя песка разносятся ветром по городу, им покрываются газоны и деревья, забивается ливневая канализация, страдают горожане, особенно дети. Выход один — убирать песок механическим способом.
Впрочем, в качестве эксперимента «Спецавтотранс» планирует обработать один из участков дороги гранитной крошкой.
Но к полноценному переходу на крошку, как в Скандинавии, наше коммунальное хозяйство еще не готово — нет специальной техники и не отработана технология мойки и утилизации сырья.
А от соли, к сожалению, никак не отказаться. Даже если снегоуборочная техника будет выходить после первых упавших на землю снежинок, с тонкой ледяной коркой от перепада температур она не справится — здесь поможет только соль. Безопасность на дорогах важней вреда для стальных коней и ботинок пешеходов.
(в публикации использованы материалы «Российской газеты»)