Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Сорок лет спустя

Что будет вместо энтузиазма?

15.02.2007  -  00:00

Тема общественных слушаний, которые прошли 7 февраля в ДК «Строитель» была посвящена оценке воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации ЛАЭС-2. Другими словами, тема слушаний была заявлена сугубо экологическая. Но многие выступающие на слушаниях и авторы записок поднимали вопросы, далеко выходящие за рамки заявленной темы.

(Фото из книги «СУС — путь длиною в 30 лет)
(Фото из книги «СУС — путь длиною в 30 лет)

Трудовых ресурсов — уже существующих в городе строительно-монтажных организаций — не хватит, чтобы обеспечить возведение новых энергоблоков в заявленные сроки. Сами собой напрашиваются вопросы: какие и откуда будут привлекаться дополнительные кадры сначала для строительства, а затем и эксплуатации замещающих мощностей? Как они будут обеспечиваться жильем?

Вместе с тем, увеличение числа работающих — это рост населения города, а это, в свою очередь, добавочная нагрузка на детские сады, школы, городскую медицину и даже отдел внутренних дел. Вопросы, вопросы...

Вразумительных ответов на них 7 февраля не прозвучало. Впрочем, повторим еще раз, тема слушаний была не социально-экономическая, а экологическая. Но фактом остается и другое: слушания прошли, а вопросы остались.

И как тут не вспомнить, что однажды, четыре десятилетия назад, подобные вопросы здесь, в наших местах, уже были на повестке дня после принятия в 1966 году решения о строительстве Ленинградской атомной станции. Сразу после этого сюда, в мало кому тогда известный поселок Сосновый Бор, стали приезжать опытные специалисты с объектов министерства среднего машиностроения, разбросанных по всему Советскому Союзу.

Строительство ЛАЭС было объявлено Всесоюзной комсомольской ударной стройкой. Был энтузиазм, был патриотический порыв — ведь строили не что-нибудь, а флагман советской атомной энергетики.

Но даже в этих условиях государство в лице руководства Средмаша понимало: одного энтузиазма мало. Его необходимо подкрепить вполне определенными материальными благами. Зарплата у наших строителей и монтажников была выше, чем у их коллег в Ленинграде. Ветераны города помнят, что квартиры тогда работники ЛАЭС, СУС, монтажники получали буквально через несколько лет, а семейные, вскоре после поступления на работу — комнаты или ДГТ.

Да и снабжение продуктами и промтоварами было гораздо лучше, чем в окрестностях Соснового Бора.

Все это способствовало притоку и закреплению рабочих кадров и ИТР.

Не будем также забывать и о том, что на любой стройке много неквалифицированной, трудоемкой и низкооплачиваемой работы.

Ее выполняли военные строители. В самый пик работ на Ленинградской АЭС на ее объектах трудились тысячи военных строителей.

Конечно, за прошедшие десятилетия техническая оснащенность строительного комплекса значительно улучшилась, но неквалифицированный рабочий труд остался. И сейчас кто его будет выполнять при возведении замещающих блоков?

А что касается квалифицированных кадров, то энтузиазм и патриотический порыв остались в далеком прошлом. Сейчас людей на строительство ЛАЭС-2 может привлечь достойная зарплата, приемлемые и не очень далекие перспективы получения жилья, прочие социальные блага. А четкого ответа на вопрос — как, в каких объемах планируется все это обеспечить, пока нет.

***

Опыт подобных гигантских строек канул в прошлое. Да и в нынешней системе он уже вряд ли пригодится. Где нынче возьмешь комсомольский энтузиазм и дармовые военно-строительные руки?
  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика