Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Сосновоборские деревни в зеркале истории: Ручьи

10.02.2019  -  09:44

Окрестные деревни имеют долгую историю. Их возраст можно проследить на несколько сотен лет. «Маяк» уже рассказал на своих страницах о селениях в наших местах, которые стерла последняя война. Сегодня мы начинаем рассказ о тех деревнях, которые со временем вошли в состав Соснового Бора. И первой стала деревня с обычным названием, часто встречающимся на карте любой области: Ручьи.

Одна из последних фотографий, сделанных в деревне Ручьи, до ее переустройства в 1999 году. Фото Геннадия Сафонова
Одна из последних фотографий, сделанных в деревне Ручьи, до ее переустройства в 1999 году. Фото Геннадия Сафонова

Свидетельства старины 

Побережье Финского залива, мыс Устьинский, обширный пляж, множество вытекающих из соснового леса ручьев и ручейков… Селению Ручьи, стоящему практически на берегу, не менее четырех веков. А, может быть, и много больше. Деревня маленькая, никаких решающих битв или знаменательных встреч здесь не происходило, поэтому исторических свидетельств о ней сохранилось очень немного. Но, тем не менее, она отмечена в Ижорских писцовых книгах 1618–1623 годов. А также обозначена на карте «бывших губерний Иван-Города, Яма, Капорья и Нэтеборга» авторства Бергенгейма, которая датируется 1676 годом.

Деревня Rutzia 

Ижорские писцовые книги были составлены сразу пос­ле заключения в 1617 году Столбовского мира, по которому большая часть территории Водской Пятины отошла к Швеции. Бывшие Новгородские земли, в том числе и южный берег Финского залива, оказались под шведской короной.
По условиям договора дворяне и посадские люди могли уехать в Россию в течение двух недель после его заключения. Но священникам и всем пашенным людям (крестьянам) в уступленных краях выселяться не было дозволено. Правда, к тому времени, после нескольких десятков лет смуты, войн и бедствий, страна обезлюдела. Это хорошо заметно по Ижорским книгам. За основу в них взяты предыдущие переписи — Новгородские писцовые книги 1500 года («Воцкие пятины письма Дмитрея Васильевича Китаева да Никиты Губы Семенова сына Моклокова лета семь тысяч осмаго»).
В Ижорских книгах, в отличие от Новгородских, часто встречаются пометки, что селение вымерло или пустует. Приобретенные земли под названием «губерния Ингерманландия» шведы поделили на четыре лена: Ивангородский, Копорский, Нётеборский и Кексгольмский. И призвали на заселение опустевших земель немецких колонистов, но их приехало немного. Зато был приток финских крестьян. Поэтому неудивительно, что в списках немало жителей с нерусскими именами. Новые жители давали деревням свои названия.
Тем не менее, в Копорском лене в Каргальском погосте числится деревня Rutzia (между деревнями Липово и Долгово). И это название явно пришло из более ранних времен. Особой пометкой указано, что жители (названы только мужчины) приехали сюда 25 лет назад. Имена — финские и (у сыновей) — русские. Всего семей 4, они, судя по всему, небольшие: Хейно Йорин и его сын Ивашка, Суни Йорин с сыном, Матти Сунин Туртинен и его сын Лука, и бобыль (одинокий крестьянин без земельного надела) — Каупи Моринен. На всю деревню одна лошадь и две коровы. Подати жители платили рожью, овсом, ячменем, льном.

Карта Бергенгейма и другие 

Несмотря на невеликость, Ручьи обозначены на шведской карте 1676 года под названием Rhitzia. По некоторым свидетельствам, у деревни появляется и финское название: Оянкюля.



(По клику на фото — полная карта)

Во времена Екатерины II, в конце XVIII века, в деревне жило «36 душ мужеска пола» и принадлежала она меценату, директору Московского дворянского банка, основателю Странноприемного дома в Москве и Невской богадельни в Петербурге графу Николаю Петровичу Шереметьеву, тому самому, который женился на крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой.
В Списках населенных мест Российской империи за 1864 год есть такая запись: «по Приморскому проселочному тракту — Деревня Ручьи при взморье, 36 дворов, 87 мужчин, 82 женщины».
В конце XIX века в Ручьях в 47 дворах жили 278 человек, действовала финская начальная школа.

Советские времена: колхоз и рыбозавод 

В 1929 году в Ручьях был организован Колхоз «Труд». Не обошли стороной и репрессии — в этом же году было, по свидетельству П. Н. Тикконен, «раскулачено» 30 семей.
Колхоз был и рыболовецким, и сельскохозяйственным — выращивали хлеб, овощи. С 1938 по 1942 год председателем колхоза была уроженка деревни — Елена Степановна Санталайнен. С 30‑х годов в деревне Ручьи существовала «рыбобаза», где от прибрежных колхозов принимали продукцию, охлаждали, солили, коптили салаку, кильку, отправляли в Ленинград судаков, лещей, треску, плотву. Сразу же после войны в Калище был создан рыбозавод. Он получил название «Ручьевский», работал много лет и закрылся (банкротство) уже в 21 веке.
В 1942 году финское население было административно выслано в Сибирь, запрет на возвращение финских семей в родные места был снят только в 70‑е годы 20 века.
В 1948 году Ручьи входили в состав Калищенского сельсовета. А с 1958 года — в состав Устьинского сельсовета, который в 1974 году был упразднен, и Ручьи вошли в черту Соснового Бора. Сегодня — это микрорайон города.

21 век — битва за берег 

В 21 веке побережье Финского залива неожиданно приобрело новую ценность. Собственный дом в красивых прибрежных дюнах стал целью людей, имеющих на это средства.
«Первая ласточка» прилетела в виде коттеджного комплекса «Бригантина», выросшего между Ручьями и заливом в начале 2000‑х. Жителям, многие из которых возражали, был обещан водопровод и городской телефон (в итоге получилась колонка и все вскоре перешли на мобильные телефоны).
Постепенно старые дома и в самой деревне постепенно заменялись на европейского вида коттеджи. Однако вскоре лимит внутри деревни был исчерпан и взоры желающих построить жилье на берегу обратились к окрестным дюнам и соснам.
И вполне возможно, что между Ручьями и забором НИИ ОЭП уже не было бы прекрасного леса, если бы не настойчивость местного жителя Дмитрия Пономарева, который сумел повернуть ситуацию, в результате чего коттеджный поселок там не появился.
Немного позже, уже в 2014 году, жители Ручьев отвели еще одну попытку — построить коттеджи на уникальных дюнах между «Бригантиной» и морем. Под застройку в результате отдали другой участок, неподалеку.


Уникальный природный ландшафт столетиями радует всех, живущих на этом берегу, но теперь еще и привлекает туристов. А также стал одним из любимых мест для киносъемок. Так, прошлым летом здесь проходили съемки продолжения сериала «Екатерина». 
В Ручьях работает Клуб «Ручьи» (ЦРЛ «Гармония»), в котором хранят традиции наших мест и память об Ингерманландии. В 2018 году идея сделать здесь Дом финской культуры стала победителем городского проекта «Я планирую бюджет».
Нам, сосновоборцам — наследникам древней истории — конечно, нужно сберечь уникальную природу и самобытную культуру для будущих поколений. Потому что история ведь продолжается…
  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика