Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Стамбул... У него пять имён

11.09.2012  -  00:00

У этого города, расположенного на двух материках, именно столько имён. При рождении его называли Византией, потом нарекли Царь-градом. В конце ХIХ и в начале ХХ веков именовали Константинополем (по-гречески — город Константина); вернувшие после войны эту территорию турки главный промышленный и культурный центр своей страны называют Стамбулом, а в их произношении он — Истамбул.

Стамбул... У него пять имён
Стамбул... У него пять имён

Город поражает смешением архитектурных стилей разных эпох. Я трижды был в Стамбуле и всякий раз встречал что-то новое. В 1960 году он был связан с азиатской частью паромами, а три года спустя построили великолепный висячий мост протяженностью в полтора километра и высотой, если не ошибаюсь, метров 70. Любой корабль пройдет под таким мостом, и его не придется разводить, как это делают на Неве.
Из тех впечатлений я выделяю три: султанский дворец, превращенный в музей, мечеть Айя-София и Золотой базар. Во дворце султана в самом первом его зале — портрет мужчины, одетого в... красноармейскую форму. Это — руководитель восстания против султанской власти Кемаль-паша, которого народ любовно назвал Ататюрк — Отец турков. А форма у его воинов была точно такая, как у наших в то время бойцов, да и немало их воевало на его стороне против немцев и англичан, которые хотели снова посадить на престол султана.
Гид, который давал объяснения, просил обратить внимание на широкий балкон, у подножья которого был бассейн, и рядом высилась беседка. У падишаха было 100 наложниц. Их заставляли непременно раздеться и войти в бассейн, султан выбирал себе очередную наложницу, и её отводили в закрытую коврами беседку. Там и встречались красотка и ее хозяин.
Мечеть Айя-София — это византийский храм, которому постарались придать исламский вид и внутри по окружности стен написали слова из корана арабской вязью. Но внутри он точь-в-точь похож на наши православные храмы.
А вот Золотой базар — что-то грандиозное и немыслимое! Он занимает территорию, на которой мог бы поместиться небольшой город с населением тысяч 100–150. Бесконечные ряды ювелиров, которые на ваших глазах изготавливают из золота и серебра «шайтан-кольца», свитые пять колечек, которые можно снять с пальца только единственным хитрым приемом, о котором продавец вам нипочем не скажет. Здесь продают всё, что угодно! Ковры, одежду национальную и европейскую, обувь, предметы домашнего обихода, игрушки, но больше всего — кушаний и напитков. Коньяки, выдержанные в глубоких подвалах чуть ли не сто лет, благоухающую и плавающую в меду пахлаву, какие-то необыкновенные печенья и пироги... Уйти без покупки отсюда невозможно!
В 1968 году я обратил внимание во время пребывания в Стамбуле, как много там американцев и американских военных кораблей и как развязно ведут они себя в чужой стране. А турки подобострастно выполняют все их капризы и прихоти.
И вот совсем недавно мне удалось снова побывать в Истамбуле-Константинополе. Какие перемены произошли за эти годы! Мы ехали из Александруполиса на машине, и всякий раз, когда на щитах путевой информации появлялось название Истамбул, шофер-грек кривился: «Какой еще Истамбул?! Константинополь!»
Еще километров за пятьдесят до города начинаешь встречать по обеим сторонам замечательного шоссе высотные дома симпатичной конструкции, множество ресторанов, кафе, шашлычных, заправочных станций, отелей. Да и сам город похорошел. Снесли старые, путанные и кривые улочки, проложили широкие проспекты, появились красивые площади. Стамбул теперь нипочём не назовешь городом, имеющим хоть какое-то отношение к Азии. Европа! И об этом чуть ли не в каждом квартале напоминают закусочные «МакДональдс». Да и сами турки одеваются теперь по-европейски, пользуясь тем, что конституция им это разрешила.
Коллеги-журналисты рассказывали мне, что исламисты отчаянно борются за то, чтобы захватить власть и установить шариатские законы, но большинство населения их не поддерживает. Люди уже привыкли к светской жизни, и мало кому из женщин хочется ходить в парандже и в платьях-балахонах до пят, чтобы даже щиколотки мужчины не могли увидеть.
Политики сражаются в парламенте, а на улицах — веселые, оживленные прохожие. Им, простите, плевать на то, к чему призывают ораторы-исламисты. Они вряд ли поддержат тех, кто навязывает им старые обычаи и порядки!
...В гигантском Стамбульском международном аэропорту — тысячи людей. Воздушная гавань принимает десятки, нет, сотни лайнеров в сутки из самых разных стран. И как приятно, что есть и прямой рейс в Питер. Три часа полета, и вы — на берегах Невы!

На базаре

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика