Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Техника не выдержала, выдержали люди

Судовые испытания на «Петре Великом» стали трагическими испытаниями для команды

Наталья Козарезова
29.07.2013  -  00:00

«Петр Великий» — флагман Северного флота. На этом тяжелом атомном ракетном крейсере довелось проходить службу и некоторым сосновоборцам. Боевые походы в мирное время для многих из них — одно из самых романтических воспоминаний. Но не все знают, что первый, испытательный поход корабля в Балтийском море оказался трагическим. В этом походе 1996 года был и наш земляк Андрей Сиротин, тогда старший лейтенант, командир машинно-котельной группы. То трагическое 27 октября осталось в его памяти навсегда.

В половине десятого вечера на атомном крейсере проходили испытания главной энергетической установки. Как писали через месяц после этих событий «Известия», «разгоняли корабль до максимального хода, притормаживали, маневрировали, совершая резкие повороты и развороты, опять набирали скорость. В борьбе с подводными лодками или надводными кораблями без максимального использования скоростных и маневренных возможностей не обойтись. И командир крейсера должен был знать, на что реально способен корабль, в каком состоянии сдает его Балтийский завод».
Во время одного из таких маневров в носовом котельном отделении давлением пара разорвало трубу. Из нее под сильным напором вырвался столб раскаленной до 300°С газовой смеси. «Котельная в мгновение ока превратилась в сущий ад»,— пишут «Известия». От выстрела пара на верхнем ярусе погиб матрос-первогодок, тяжелейшие, несовместимые с жизнью ожоги получил еще один матрос котельной группы и трое заводских рабочих сдаточной команды. Спасти их так и не удалось. Они умерли, не приходя в сознание. Тем временем пар вырвался на второй ярус котельной, к парогенератору, вырабатывающему электроэнергию для корабля. По корабельной связи матросы успели сообщить командиру о случившемся и отключить генератор. Но тоже пострадали, получив сильнейшие ожоги.
В это время на нижних ярусах машинного отделения, в умопомрачительном жаре матросы продолжали нести свою вахту. Они держали связь с командиром и выполняли все его распоряжения, и фактически спасли и боевую часть, и весь корабль. И лишь когда температура поднялась до невыносимых пределов, по приказанию командира покинули свой пост.
Согласно боевому расписанию, в это время в машинно-котельном отделении не было никого из офицеров. Узнав о трагедии, они создали аварийно-спасательную группу для помощи оказавшимся в беде морякам. Первым, сообщают «Известия», бросился в машинное отделение старший лейтенант Андрей Сиротин, за ним еще два офицера. Задвижки паропровода были уже перекрыты, и в котельной было включено водяное орошение, но жар все равно стоял нестерпимый. Спасательная команда, одетая в шапки и ватники, ползла, прижимаясь к более прохладному полу от раскаленного воздуха. Один глоток его мог навсегда сделать человека инвалидом. Так, ползком, они вытаскивали из машины обваренных паром моряков. То, что им довелось тогда увидеть, не привидится даже в самом страшном сне. Вспоминать об этом Андрею Сиротину тяжело и сейчас, спустя 17 лет.
«Память о погибших, об аварии на крейсере останется навсегда,— так заканчивалась статья «Адское пекло» в «Известиях».— Командир «Петра Великого» капитан 1 ранга Евгений Дробышев сказал, что представил всех отличившихся во время трагедии моряков к государственным наградам. Они совершили подвиг, и он должен быть замечен и отмечен страной.»
Прошли годы, Андрей Сиротин оставил службу и теперь работает в НИТИ имени Александрова. Неизвестно, как был оценен подвиг остальных матросов и офицеров, но его подвига «не заметили и не отметили» (не страна, конечно, а высшее начальство), заслуженной награды за спасение своих товарищей-моряков он так и не получил. И вспоминать о той давней трагедии на «Петре Великом» тоже не любит. Только тепло вспоминает матросов, ценой своих жизней и здоровья спасавших корабль: «обычные деревенские парни, они, не задумываясь, выполняли свой долг».
А в причинах трагедии потом долго разбирались. Оказалось, труба была сделана с грубыми отклонениями от требований стандартов и заводской технологии. Выдержав стандартные испытания на заводе, при маневрах она не справилась с более сильной нагрузкой...

Наталья Козарезова

* * *

Евгений Дробышев, первый командир «Петра Великого» (с 1993 по 1998 год):

— Во время аварии 27.10.96 г. Виктор Масненький в полной темноте «глушил» аппарат правого борта, спас в общей сложности лично 18 моряков, Андрей Сиротин — вытащил из горячей «сауны-пекла» 6 моряков и спас правую турбину от разрушения. Я их три раза представлял лично к госнаградам. Но... Время! Никто не хотел признать трагедию, и как всегда замяли... Пришли на Север, половину экипажа (особенно БЧ-5) заменили. Меня и командира БЧ-5 Николая Глазкова сняли...

* * *

Факт

Андрей Сиротин учился в той же школе № 3, где и герой-подводник Игорь Молчанов, только на два класса младше. Закончил он в 1988 году уже школу № 6. Поступил в Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище им. В.И. Ленина. С 1993 по 1998 год служил на ТАРКР «Петр Великий». Закончил службу в звании капитана-лейтенанта.


  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика