Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
Считается, что управляющие компании должны за наши деньги обслуживать и содержать в порядке жилые дома — нашу собственность. На самом деле ситуация давно встала с ног на голову. Мы частенько ходим с протянутой рукой, упрашивая УК сделать хотя бы что-нибудь из того, за что она получает деньги. А там еще подумают, выполнять наши смиренные просьбы или нет. Можно ли изменить эту ситуацию? Об этом мы расспросили заместителя главы администрации по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Тимура Тибилова.
— Тимур Вячеславович, что делать жителям, если управляющая компания не реагирует на заявки?
— Жаловаться в жилищную инспекцию.... Есть еще один вариант, трудноосуществимый в многоквартирном жилом доме — создать товарищество собственников жилья. То есть самим управлять своим домом. Когда люди сами управляют своей собственностью, результат всегда лучше. Но где найти столько инициативных жителей? В идеале я бы посоветовал перейти под обслуживание компании, которой люди доверяют. Это должна быть компания, предоставляющая жителям полную информацию о том, на что идут их деньги. Но сейчас в городе я такой компании не вижу.
— Разве недавние поправки в Жилищный кодекс позволяют муниципалитетам контролировать деятельность УК?
— Область должна передать муниципалитетам полномочия следить за муниципальным жилищным фондом. Но указания, сколько человек мы должны взять для выполнения этой работы, каким будет ее финансирование, еще не поступили. Возможно, оно вообще не будет предусмотрено. Как в таком случае выполнять эту работу: ездить, проверять, оформлять документы, непонятно. Надеюсь, что необходимые разъяснения поступят достаточно быстро, и нам это чуть-чуть развяжет руки.
— Но и до этого были методы. Административные штрафы, например.
— Административные штрафы не дают результата. Прошлой зимой мы неоднократно штрафовали «АЭН» за неубранные территории. Результат какой? На администрацию подают в суд. Мы все суды выигрываем. Но они подают апелляции в вышестоящие инстанции. Попросту тянут время. Поэтому до сих пор еще не заплатили ни копейки из этих штрафов. А когда все-таки придется заплатить, в конечном итоге вынут эти деньги из карманов жителей. Поэтому помочь может только конкуренция. А для этого нужно, чтобы у жителей появился выбор. Нужна хотя бы одна компания, которая точно будет чистить дороги, убирать в подъездах, сантехник приходить по заявке. Хочется, чтобы такой компанией стал муниципальный «Комфорт».
— Сейчас на «Комфорт» много жалоб по теплу...
— Потому что сейчас у «Комфорта» проблемы. Когда администрация начала проверять его деятельность, даже не предполагала, что они настолько большие и сложные. Огромные долги. Но мы будем исправлять ситуацию.
— У администрации, я подозреваю, есть и другие способы воздействия на управляющие компании. Вызвать, поговорить...
— Решение вопросов «по понятиям» не работает. Система должна работать независимо от того, кто в этот момент находится у власти. Я могу сколько угодно бегать за «Водоканалом» или ТСП, упрашивая заасфальтировать перерытые тротуары. Но лучше — выстроить систему работы. И если произошла нехорошая ситуация, не разбираться — почему, а наложить штраф за невыполнение требований муниципалитета.
То же самое с УК. Без нормальной конкуренции никого невозможно заставить работать. Если в городе нет хороших, спелых помидоров, все будут торговать гнильем. Зачем стараться, если и эти покупают?
— Есть и законные методы. Например, федеральные требования к прозрачности управляющих компаний.
— Почему я не берусь проверять требования законодательства к соблюдению прозрачности? Нельзя требовать с других, если муниципальная компания их не выполняет. Но в «Комфорте» подомовой учет будет вестись. Думаю, он появится в районе нового года, и тогда можно будет требовать этого с других. Мы полностью сменили финансовое управление в «Комфорте», будем делать компанию полностью «прозрачной», чтобы любой из жителей мог понять, куда уходят его деньги. Сейчас управляющие предоставляют данные своей финансово-хозяйственной деятельности. Но в каждой цифре нужно еще разбираться и разбираться. И если житель подозревает, что что-то здесь не так, с этим даже прокуратура не будет разбираться. Потому что тут действуют договорные отношения. Отправят в суд...
— Что же делать?
— Пока у управляющих компаний не появится совесть и не будет нормальной конкуренции между ними, изменений ждать трудно. На совесть, впрочем, рассчитывать сложно. Это бизнес. О совести тут мало кто думает. А конкуренция возможна, только если сделать муниципальную управляющую компанию лучшей.
Это сложно. «Комфорт» сейчас находится в таком беспомощном положении, что мы даже не можем проиндексировать тарифы на обслуживание. Они ниже тарифов других компаний почти в три раза, действительно не хватает денег на нормальную работу. Но пока УК не начала нормально работать, индексировать тарифы мы не имеем морального права.
— Это значит, потребуются муниципальные вливания в «Комфорт»?
На первых порах потребуются какие-то вложения. Учитывая, в каком положении он находится сейчас, наша обязанность помочь. Тут не надо забывать, что коммерческие компании не берут заведомо убыточные дома. У нас другая ситуация. Все убыточные дома (пятнадцать бывших общежитий) — в «Комфорте». И огромный долг, главным образом, образовался из-за них. И если мы автотранспортному предприятию покрываем убытки по билетам, то почему не можем покрывать убытки муниципальной компании, которая обслуживает заведомо убыточные дома? Мы не можем бросить жителей.
— Что еще нужно сделать, чтобы создать «эталонную» муниципальную управляющую компанию?
— Необходимо закрепить сантехников за жилищным фондом, ввести регулярные осмотры домов. Нужно повышать зарплату специалистам, иначе привлечь хороших будет невозможно. Создать свою аварийно-диспетчерскую службу. Сейчас заявки оставляют в диспетчерской службе «АЭН». Я не знаю, как это работает, передают ли все и вовремя. Я некоторое время посидел в «Комфорте», послушал разговоры людей с секретарем. От жителей услышал такое количество нецензурных слов! Люди не выдерживают того, что на их многочисленные заявки не реагируют. Нужна обратная связь. Допустим, человек обратился по поводу холодных батарей. Он не знает, что через две недели запланировано поменять этот стояк. Раньше невозможно — трубу еще нужно купить. Кто-то ему должен сказать: «Не переживайте, через две недели вам поменяют стояк, и батареи будут горячими». Но изменить все быстро будет невозможно.
— То есть сейчас вся работа комитета по управлению ЖКХ сведется к реанимации муниципальной управляющей компании?
— За двумя зайцами бегать невозможно. Нельзя распыляться. Сейчас одна задача — поднимать «Комфорт». Многие считают это утопической идеей. Но я все равно уверен: нужно начинать что-то делать. Если сидеть, сложа руки, и ждать, пока само все наладится, ничего не получится. Надо хотя бы попробовать. В идеале что выйдет? Либо все УК настолько хорошо будут работать, что муниципальный «Комфорт» уже не нужен будет, либо все перейдут в «Комфорт». Мне все равно. Лишь бы было лучше, чем сейчас. Так, как сейчас, продолжаться больше не может.