Только перед горожанами
Отчитываются чиновники скандинавских муниципалитетов
Не так давно делегация Ленинградской области, в рамках программы Европейского Союза по обмену муниципальными чиновниками, посетила муниципалитеты небольших скандинавских городов. В ее составе был и первый заместитель главы администрации нашего города Василий Воробьев.
— Василий Семенович, с какой целью была организована эта поездка?
— Мы изучали опыт работы, структуру, формирование бюджета и полномочия органов самоуправления городов Тампере (Финляндия), Бодо (Норвегия), Найсвед (Дания).
— И насколько организация работы в этих муниципалитетах отличается от нашей?
— На мой взгляд, то что делается у нас, очень похоже на построение местных органов власти в Норвегии. Можно сказать — близнецы-братья. Но они работают достаточно давно, поэтому опыт у них больше. Правда, есть и некоторые отличия, порождающие у нас проблемы, которых нет у них. Например, в схеме формирования и объеме местного бюджета. Если в норвежских муниципалитетах полномочия практически «закрыты» собственными доходами, то нам приходится просить деньги из областного бюджета.
— Оказывает ли государство помощь муниципалитетам в Скандинавии?
— Государство выделяет средства на целевые государственные программы. Объем финансирования по таким программам составляет порядка 10% местного бюджета. Программы реализуют мероприятия, дополнительные к стандартным полномочиям и обязанностям муниципалитетов. Для сравнения, у нас объем государственных (областных и федеральных) субвенций достигает 50—60% местного бюджета и предназначены они в основном для финансирования прямых полномочий местных органов власти. Получается, что средства сначала забрали с территории, а потом выдали обратно. При этом выдали их на цели и задачи, которые определило правительство, а не сами жители через своих депутатов. «Кто платит деньги — тот заказывает музыку»... Получается, что у нас «органы местного самоуправления» не более чем вывеска, прикрывающая старую добрую централизованную систему управления. Муниципалитет перед губернатором должен отчитываться больше, чем перед горожанами. Там в этом смысле более сбалансированная система.
— Василий Семенович, вас как первого заместителя главы администрации, курирующего жилищно-коммунальную сферу, наверное, интересовало, как организована эта работа у них?
— Интересовало, конечно, но программа была ориентирована на вопросы организации и структуры власти. Программой не было предусмотрено ознакомление непосредственно с работой городского хозяйства. Видимо, это основная проблема скандинавских муниципалитетов. Организаторы сделали акцент на актуальных для себя проблемах, и проблемы жилищно-коммунального хозяйства в число актуальных не вошли. «Сытый голодного не разумеет».
— А на ваш взгляд, как у них функционирует городское хозяйство? Чисто ли в городах?
Как часто ходят мусороуборочные машины?
— В городах чисто, особенно с утра. График работы «мусорных» машин я не проследил. Думаю, они работали до того, как я просыпался. В основном используется контейнерная система сбора мусора. В старых районах с узкими улицами установлены небольшие передвижные контейнеры, похожие на те, что устанавливаются сейчас у нас. В новых районах, где можно проехать на большой машине — площадки с подземными мусоросборниками.
— Насколько я знаю, в этих странах устанавливают контейнеры для раздельного сбора мусора. Придем ли и мы к этому?
— Когда-нибудь, конечно, придем вновь. Но задачу раздельного сбора мусора бессмысленно ставить до тех пор, пока его прием ведется нераздельно. Жители будут разделять, а потом мы собирать в одну кучу?
— Василий Семенович, контейнерный сбор мусора оказался приемлемым и для нашего города. Может быть, и при решении других проблем не стоит «изобретать велосипед», а просто применить их опыт?
— Я довольно скептически отношусь к возможности простого «механического»переноса их опыта к нам. Многое зависит и от возможностей финансирования, и от психологии людей.
Но когда пытаешься решить какую-нибудь проблему, важно знать, что где-то она уже решена. А значит, поставленная задача — выполнима.