Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
Марина Александровна, «классная» 5б, иногда дает малышам отдых от школьного формата и разрешает то без портфелей приходить, то в обычной одежде, а сегодня, например, принести с собой мягкие игрушки! Ее новенькие такие забавные! Теперь и с ними, в который уж раз, они начинают с мифов и былин. Потом будут Пушкин, Чехов, Тургенев, Толстой…
Ох уж эта классика, скажете… Медленный темп, незнакомые слова, детям не понять, о чем. О «Войне и мире» уже молчу, не все одолевают и первый том. А Марина Александровна очень любит эти произведения.
Самой любить — одно. А как сделать, чтобы и дети полюбили? В каждом произведении она находит эпизоды, которые, словно крючочками, «цепляют» интерес ребенка. Ведь человеческая природа не изменилась. Лучшая классика — это о нас, об общечеловеческих ценностях и отношениях, а значит, она не устарела.— В моей учительской судьбе нет интриги. Никакого выбора профессии — с детства знала, кем стану. В родне учителей не было. У нас в Сибири была хорошая школа, может, это повлияло, — рассказывает Марина Александровна. — В пединститут в Омске пошла потому, что очень люблю читать книги. Хотела, чтобы и другие их прочли и полюбили. Поэтому я учитель. Мне в моей работе ничего не разонравилось за все годы. Посчастливилось встретиться с прекрасными людьми.
Школьники сочувствуют книжным персонажам, сравнивают их чувства со своими. Бывает, и заплачут по Муму и Бедной Лизе. «А где еще им поплакать чистыми слезами? У учителя литературы есть возможность поговорить с ними о переживаниях, — говорит Марина Александровна. — Я здесь для того и нахожусь, для понимания. Не всегда время для таких бесед есть в семье».
Но иногда, подмечает учитель, точки соприкосновения у детей с родителями счастливо случаются на почве литературы. Читая «Кота-ворюгу» Паустовского, шестиклассники споткнулись о незнакомое слово. Марина Александровна — с вопросом к мальчишке, про которого знала, что они с отцом рыбаки: «Артем, наверное, только мы с тобой знаем, что такое куканы?» Тот буквально расцвел, с гордостью рассказал про рыбацкую утварь, и обсуждение рассказа прошло на ура!
Учитель не обольщается: есть дети, которые совсем не читают книг. И литература им не нужна для ЕГЭ. Но обычно они прекрасные слушатели, уроки словесности даром ни для кого не проходят.
Что дается ученикам всего сложнее? По опыту Марины Александровны, наибольшая трудность — составить письменный ответ на заданную тему. Когда человек мало читает, он не может вести линию мысли, выстраивать логическую последовательность. Перескакивает с одного на другое. Клиповое сознание, неразвитое логическое мышление и воображение. Это «заслуга» гаджетов. Что с этим делать? Искать вместе с коллегами новые приемы в работе.
Марина Александрова приехала с семьей в Сосновый Бор в 1993 году и устроилась в гимназию № 5.Здесь учились ее сыновья, а теперь — и внуки. Свою гимназию она считает лучшей школой за особую демократичность и толерантность по отношению к ученикам. Здесь предпочитают диалог с детьми учительскому диктату. Марина Александровна думает, что это было заложено директорами Еленой Сергеевной Верновой и Валентиной Васильевной Чернышевой и первым руководителем учреждения Тамарой Петровной Кобозевой.
На литературу, особенно современную, отводится мало часов, но есть проектная деятельность и «внеурочка». Такие формы работы делают литературные произведения интереснее для ребят. В числе последних: круглый стол, почти баттл, с участием педагогов, детей и родителей по книге Анны Гавальды «35 кило надежды»; «судебный процесс» над пушкинским Дубровским с распределением ролей судей прокуроров, адвокатов; всероссийский конкурс «Пушкинское многоборье».
А Новогодние шоу в гимназии! В грандиозном, ярком театрализованном действе участвуют все. Чередуются литературная и историческая тематика. «Ребята увлеченно сочиняют, репетируют, играют, танцуют, считая, что они так развлекаются, а я вижу, что они проделывают большой творческий труд!» — рассказывает Марина Александровна.
Тех, кто стал педагогом по ошибке, через несколько лет настигает профессиональное выгорание. Многие уходят. Другие, занимаясь нелюбимым делом, срываются на учениках. Марина Александровна за годы в школе не почувствовала в себе охлаждения, а ученики у нее становятся неравнодушными, наверное, потому, что дети невольно копируют учителя. Есть выпускники, пошедшие по ее стопам.
По мнению Марины Александровны, в Сосновом Бору высокий уровень преподавания: — Учителя у нас творческие, самоотверженные! Я всех учителей поздравляю с наступающим профессиональным праздником и желаю здоровья им и их близким и — больше счастливых открытий на уроках!Виктория Викторовна Оленева, завуч:
— Марина Александровна — учитель не только для детей, но и для учителей. Она региональный эксперт по проверке ЕГЭ, каждый год в связи с этим сдает экзамен. Не раз она проводила замечательные открытые уроки для коллег, выступала на семинарах в области. Всегда поможет советом, подскажет идею, поделится материалами. Никому не откажет. Щедрый человек, заинтересованный в нашем общем педагогическом успехе.