Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
logo

Уроки словесности — для понимания мира и себя в нем. «Маяк» познакомился с учителем русского языка и литературы Мариной Ерошкиной

05.10.2024  -  09:11

Учительница русского языка и литературы высшей квалификационной категории Марина Александровна Ерошкина 38 лет работает в школе. В этом году ее ученица, выпускница гимназии № 5 Анастасия Малышева получила 100 баллов на ЕГЭ по литературе и пополнила длинный список олимпиадников и высокобалльников педагога, а гимназия заняла 5-е место в области по результатам ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Фото: Людмила Цупко / Газета «Маяк»
Фото: Людмила Цупко / Газета «Маяк»

Воспитание чувств

Марина Александровна, «классная» 5б, иногда дает малышам отдых от школьного формата и разрешает то без портфелей приходить, то в обычной одежде, а сегодня, например, принести с собой мягкие игрушки! Ее новенькие такие забавные! Теперь и с ними, в который уж раз, они начинают с мифов и былин. Потом будут Пушкин, Чехов, Тургенев, Толстой…

Ох уж эта классика, скажете… Медленный темп, незнакомые слова, детям не понять, о чем. О «Войне и мире» уже молчу, не все одолевают и первый том. А Марина Александровна очень любит эти произведения.

— В моей учительской судьбе нет интриги. Никакого выбора профессии — с детства знала, кем стану. В родне учителей не было. У нас в Сибири была хорошая школа, может, это повлияло, — рассказывает Марина Александровна. — В пединститут в Омске пошла потому, что очень люблю читать книги. Хотела, чтобы и другие их прочли и полюбили. Поэтому я учитель. Мне в моей работе ничего не разонравилось за все годы. Посчастливилось встретиться с прекрасными людьми.

Самой любить — одно. А как сделать, чтобы и дети полюбили? В каждом произведении она находит эпизоды, которые, словно крючочками, «цепляют» интерес ребенка. Ведь человеческая природа не изменилась. Лучшая классика — это о нас, об общечеловеческих ценностях и отношениях, а значит, она не устарела.

Школьники сочувствуют книжным персонажам, сравнивают их чувства со своими. Бывает, и заплачут по Муму и Бедной Лизе. «А где еще им поплакать чистыми слезами? У учителя литературы есть возможность поговорить с ними о переживаниях, — говорит Марина Александровна. — Я здесь для того и нахожусь, для понимания. Не всегда время для таких бесед есть в семье».

Но иногда, подмечает учитель, точки соприкосновения у детей с родителями счастливо случаются на почве литературы. Читая «Кота-ворюгу» Паустовского, шестиклассники споткнулись о незнакомое слово. Марина Александровна — с вопросом к мальчишке, про которого знала, что они с отцом рыбаки: «Артем, наверное, только мы с тобой знаем, что такое куканы?» Тот буквально расцвел, с гордостью рассказал про рыбацкую утварь, и обсуждение рассказа прошло на ура!

Учитель не обольщается: есть дети, которые совсем не читают книг. И литература им не нужна для ЕГЭ. Но обычно они прекрасные слушатели, уроки словесности даром ни для кого не проходят.

Что дается ученикам всего сложнее? По опыту Марины Александровны, наибольшая трудность — составить письменный ответ на заданную тему. Когда человек мало читает, он не может вести линию мысли, выстраивать логическую последовательность. Перескакивает с одного на другое. Клиповое сознание, неразвитое логическое мышление и воображение. Это «заслуга» гаджетов. Что с этим делать? Искать вместе с коллегами новые приемы в работе.

Демократичность и доверие

Марина Александрова приехала с семьей в Сосновый Бор в 1993 году и устроилась в гимназию № 5.Здесь учились ее сыновья, а теперь — и внуки. Свою гимназию она считает лучшей школой за особую демократичность и толерантность по отношению к ученикам. Здесь предпочитают диалог с детьми учительскому диктату. Марина Александровна думает, что это было заложено директорами Еленой Сергеевной Верновой и Валентиной Васильевной Чернышевой и первым руководителем учреждения Тамарой Петровной Кобозевой.

На литературу, особенно современную, отводится мало часов, но есть проектная деятельность и «внеурочка». Такие формы работы делают литературные произведения интереснее для ребят. В числе последних: круглый стол, почти баттл, с участием педагогов, детей и родителей по книге Анны Гавальды «35 кило надежды»; «судебный процесс» над пушкинским Дубровским с распределением ролей судей прокуроров, адвокатов; всероссийский конкурс «Пушкинское многоборье».

А Новогодние шоу в гимназии! В грандиозном, ярком театрализованном действе участвуют все. Чередуются литературная и историческая тематика. «Ребята увлеченно сочиняют, репетируют, играют, танцуют, считая, что они так развлекаются, а я вижу, что они проделывают большой творческий труд!» — рассказывает Марина Александровна.

Учитель для учителей

Тех, кто стал педагогом по ошибке, через несколько лет настигает профессиональное выгорание. Многие уходят. Другие, занимаясь нелюбимым делом, срываются на учениках. Марина Александровна за годы в школе не почувствовала в себе охлаждения, а ученики у нее становятся неравнодушными, наверное, потому, что дети невольно копируют учителя. Есть выпускники, пошедшие по ее стопам.

Виктория Викторовна Оленева, завуч:

— Марина Александровна — учитель не только для детей, но и для учителей. Она региональный эксперт по проверке ЕГЭ, каждый год в связи с этим сдает экзамен. Не раз она проводила замечательные открытые уроки для коллег, выступала на семинарах в области. Всегда поможет советом, подскажет идею, поделится материалами. Никому не откажет. Щедрый человек, заинтересованный в нашем общем педагогическом успехе.

По мнению Марины Александровны, в Сосновом Бору высокий уровень преподавания: — Учителя у нас творческие, самоотверженные! Я всех учителей поздравляю с наступающим профессиональным праздником и желаю здоровья им и их близким и — больше счастливых открытий на уроках!

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика

Наш сайт использует куки.
Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности