Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Увидеть Вьетнам и... не обеднеть

21.01.2013  -  00:00

Когда-то, давным-давно, европейцы грузились на корабли и долго плыли в дальние страны, чтоб там у туземцев выменять золото за стеклянные бусы... Нынче европейцы летят в те же края, чтоб стеклянные бусы купить уже за доллары.Такая мысль укоренилась в моей голове за время пребывания во Вьетнаме. Обилие туристов и обилие кустарных промыслов приводят к такому выводу. Конечно, там есть то, что называется приличные магазины, и в них даже специально привозят, но они как бы из другой жизни и находятся несколько в стороне. А на улице, непосредственно под ногами, совершенно другие взаимоотношения: здесь тебя оденут, обуют, украсят, накормят, и всё это непринуждённо и без назойливости. Такое ощущение, что вся жизнь сосредоточена на улице...

Увидеть Вьетнам и... не обеднеть
Увидеть Вьетнам и... не обеднеть


Жизнь кипит
Для этого есть основание. По аналогии с нашими 6 сотками, вьетнамец получает 4 метра вдоль дороги, а дальше — насколько хватит сил, фантазии и средств, тем более что ни в глубину, ни в высоту ограничений нет, только в ширину! Пятиэтажка шириной 4 метра, уходящая куда-то вглубь, производит впечатление. Обычно первый этаж, с выходом на улицу, отдаётся под дело, поэтому, двигаясь по вьетнамской улице, каждые 4 метра встречаешь новый магазин, лавку, мастерскую, офис, сервис или бизнес-неудачу. Тротуар тоже задействован, во-первых, под стоянку для скутеров, а во-вторых, как дополнительная витрина. Иногда поступают ещё решительнее: скутера загоняются в магазин, а товар выкладывается на тротуар.



ПДД
Из-за этого по тротуару там почти не ходят. Ходят по улице. Поэтому ездить по улице практически невозможно. Водитель с ортодоксальным знанием ПДД получит вскипание мозга на 20-й минуте. Например, чтобы сделать левый поворот, пропускать встречный поток не надо — он никогда не кончится! Надо медленно ехать налево, лучше «бибикая», встречные заметят и объедут. Светофоры там, правда, чтут. Двойную сплошную — только если она из бетонного барьера. К участникам движения относятся крайне бережно: догоняя велосипедиста или скутериста, водитель предупреждает его «бибиканьем» и терпеливо трусит следом, пока тот не возьмёт правее, перед перекрёстком тоже «бибикает», чтоб кто не выскочил. Дорога окутана сплошным «бибиканьем»...
И довольно жёсткие скоростные ограничения: в городе 40 км/ч, за городом 70 — если вдруг дорога свободна, а это не часто... К тому же местные «гаишники» за скоростным режимом довольно пристально следят, устраивая хитрые засады: то среди придорожных торговцев присядет, то на дерево залезет и из листвы сечёт — туристам весело это смотреть. А местные предпочитают скутера — получается и быстрее, и дешевле, и меньше проблем с парковкой, которой для авто практически нет.
Впрочем, река из скутеристов — та ещё песня без слов. Перейти их поток или пешим «слиться» с ними — это испытание не для слабонервных! Но поскольку я и сам немного такой, как они, взаимопонимание достиг очень быстро: ладонью показываю «ты объезжай меня спереди, а ты уже сзади» и неспешно пересекаю поток — вот такие первые диалоги по-вьетнамски.


Язык
А вьетнамский язык, как и многие восточные, довольно своеобразен: смысл сказанного зависит от интонаций и ударений при одинаковом наборе букв, поэтому нахвататься перед поездкой типовыми фразами мало смысла. Например, «здравствуйте» и «хочу каши» имеют одинаковый набор букв. В магазинах и ресторанах выручает английский, на рынках пару раз встречал торговцев, говорящих по-русски, а в курортной местности уже и вывески на русском. Да и русскоговорящие из России, бывшего СССР, не гнушаются там работать.


Контрасты
Да-да... Несмотря на вышенаписанные умиления про азиатскую экзотику, страна преображается: буквально за последнюю тройку лет население с велосипедов пересело на скутеры, города перестраиваются по современной планировке, был в 4-х аэропортах — все по последнему слову (стыдно за наше Пулково — просто сарай на их фоне), к развитию туризма подходят полномасштабно, выделяя под застройку целые зоны, подгоняя инфраструктуру к отдельным объектам, с нашей помощью взялись разрабатывать нефтяной шельф, заинтересовались ядерной энергетикой. Поэтому соотечественники оседают там, тем более, как меня уверяли, на $100 можно безбедно жить месяц. Правда, цены в новостройках в крупных городах, по моим прикидкам, уже сравнялись с нашими...
Так что пора прекращать смотреть на вьетнамцев как на дешёвых гастарбайтеров — ситуация меняется на глазах!
Ну а туристу интереснее то, что нашей зимой там сухое солнечное лето, особенно в южной части Вьетнама. В 6 утра уже светло, а в 6 вечера темно. Море, которое вьетнамцы упорно именуют Восточным, тёплое, прибой умеренный.


Еда
Фруктов изобилие — растёт всё, кроме яблок, много экзотики с незапоминающимися названиями. С консервированием там не заморачиваются — заканчивается второй урожай, начинается третий! Питание недорогое, блюда в ресторанах от $2, основная проблема — найти ресторан под свой вкус. В основе питания рис и лапша. Жареная, варёная, в супчике, со свининой, говядиной, курицей, рыбой, креветками. Простейшая уличная еда: бульон с лапшой и раскрошенным мясом. Без соусов такое есть очень скучно.

Напитки
Кофе варят хороший, но он на мой вкус излишне ароматизирован. Проблема найти зерновой кофе в заводской упаковке, чтоб домой привезти — кругом молотый. Чёрный чай тоже большая редкость.
Местная рисовая водка с двух стопок в жару и натощак совершенно не берёт. Предлагают много настоек на травах, змеях, скорпионах и прочей экзотике, но позиционируют их как целебные и употреблять рекомендуют в терапевтических дозах. Пиво в ассортименте, можно подобрать под свой вкус, правда, тёмных сортов не попадалось. Пережиток французского колониального ига, вино, не отнесу к изысканным, но, на мой взгляд, характерно, узнаваемо и сделано вполне добротно.

Туристу
Отели попадались вполне приличные, сервис достаточный и не назойливый. Как-то решил взять напрокат велосипед, нашёл уличную контору, сторговался (где-то $2,5 за сутки), сел и уехал — там даже не спросили, кто я и откуда. В отель с велосипедом вечером охрана не пускает, оставил у входа и ушёл спать. Утром обнаружил его там, где оставил...
Правда, исторических достопримечательностей во Вьетнаме оказалось меньше, чем ожидал, — последствия войн, особенно последних...
Ну и пару слов про шопинг: текстиль, шёлк, жемчуг, лак по дереву, резьба по камню, чай, кофе — это, пожалуй, основное, что вывозят. Мне показалось, что бессовестно низкие цены только на откровенно кустарные вещи, цены на более стоящие весьма сопоставимы с финскими распродажами...
В ходу, кроме местных тугриков, именуемых «донг», американские доллары, а пластиковые карточки там недолюбливают...
В общем, если вдруг возникнет нужда перезимовать отпуск, то Вьетнам вполне подходящее место!

Артём Буглов

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика