В голове не укладывается...
Так озаглавил свое письмо в редакцию наш читатель. И с ним трудно не согласиться
Да, дожили мы до свободы слова, гласности и т. п. А вот получить газету конкретную через почту на домашний адрес оказывается проблематично. При оформлении подписки на газеты на вторую половину 2007года в почтовом отделении мне отказали в подписке на газету «Санкт-Петербургские ведомости» и сообщили, извиняясь, что городу Сосновый Бор отказано в подписке на газеты «Смена», «Вечерний Петербург» и «Санкт-Петербургские ведомости».
Такова особенность нашей демократии. Пресса-то у нас свободная, а получать ее свободно не каждому позволено, даже за деньги. И невольно всплывает заплесневевшая вечная российская проблема: дураки и дороги портят нашу жизнь. Про дороги даже и говорить не хочется — бесполезно, хотя и мелькнула в «Маяке» фраза руководителя администрации города о том, что при поездке по нашим дорогам можно зубов лишиться. А вот в ограничении свободы доступа к прессе без дурака не обошлось. Хотелось бы понять ситуацию — что или кто за этим стоит или комфортно сидит?
Ю. Т. Климов, житель Соснового Бора с 1963 года
Ситуация, согласитесь, действительно странная. В подписном каталоге издание указано, но подписаться на него нельзя. Удивила нас и та часть письма, где читатель пишет, что «в почтовом отделении отказали в подписке на газету „Санкт-Петербургские ведомости“ и сообщили, извиняясь, что городу Сосновый Бор отказано в подписке» на ряд изданий. Невольно подумалось: что это за дискриминация нашего города?
Однако при проверке фактов, изложенных в письме, выяснилось, что подписка на ряд санкт-петербургских газет на второе полугодие не производится не только в Сосновом Бору, но и по всей Ленинградской области.
Причина этого, согласитесь, из ряда вон выходящего факта разъясняется в письме руководства управления федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области (исходящий номер 0401/2834 от 27.03.07), которое тогда же, в марте, было направлено в почтамты городов и районов области.
В этом документе, в частности, говорится: «по решению ряда санкт-петербургских редакций не заявлены на основную подписку на 2 полугодие 2007 года по Ленинградской области следующие издания: „Вечернее время“, „Вечерний Петербург“, „Вечерний Петербург“ (выпуск по пятницам), „Санкт-Петербургские ведомости“, „Санкт-Петербургские ведомости“ (выпуск по пятницам), „Санкт-Петербургский курьер“, „Смена“, „Смена“ (выпуск по понедельникам)».
В электронном каталоге, говорится далее в документе, на уровне групп подписки, вышеперечисленные индексы будут присутствовать — техническая необходимость.
Подписку на указанные издания просьба не принимать, заказы в отдел подписки управления федеральной почтовой связи не присылать.
Данную информацию, особо оговаривается в документе, просим довести до всех структурных подразделений, занимающихся приемом и обработкой подписки.
Вот такой документ. Уверен — не ошибусь, если скажу, что многие, прочитав его, искренне удивились. Да и как не удивиться?
На протяжении многих лет все газеты, особенно в период подписной кампании, усиленно боролись за подписчика. Их число было одним из показателей успешной работы редакции и предметом гордости ее сотрудников. И вдруг газеты сами, по собственной инициативе, отказываются от потенциальных подписчиков в пределах целой области! Для этого, согласитесь, должна быть веская причина.
И она еcть — это стоимость доставки газеты до подписчика.
К примеру, стоимость этой доставки «Маяка» (он печатается в Санкт-Петербурге) составляет более половины подписной цены на нашу газету! Это то, что берет почта для доставки по нашему городу. А ведь платит еще редакция и за доставку из Санкт-Петрбурга. Между тем, в нашей области есть населенные пункты, удаленные от северной столицы на 150—200 километров. И там удельный вес стоимости доставки в подписной цене еще больше.
Именно поэтому, посчитав «дебет» с «кредитом», редакции уже названных газет, издаваемые в Санкт-Петербурге, посчитали, что им экономически выгоднее не проводить подписку в области.
А ведь речь, напомним, идет не о местной прессе, той, что принято называть «районной», а о крупных региональных изданиях.
И это — тревожный симптом. Идет медленное, ползучее удушение печатных средств массовой информации и в целом института подписки с помощью финансовой удавки почты России. Самое удивительное, что все власть предержащие структуры, включая наших избранников в Государственной Думе не видят, а возможно, делают вид, что не видят происходящего и не принимают никаких попыток внимательно в нем разобраться.
С телевидением «разобраться» проще. Телеканалы вещают из единого центра, транслируя на всю страну бесконечные сериалы, шоу-программы и юмор «ниже пояса».
Газет в стране много и пока еще они разные. Но, похоже, ключ, причем самый надежный — финансовый, как покончить с этим газетным плюрализмом, уже подобрали. И с каждой очередной подписной кампанией это ощущается все сильней.