Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

В ногу со временем, на службе у людей

Государственная служба занятости отмечает свое двадцатилетие

18.04.2011  -  00:00

С опубликованием в апреле 1991 года закона «О занятости населения в Российской Федерации» государство признало реальность безработицы и установило гарантии гражданам в случае потери работы. О том, какой путь прошел коллектив сосновоборского Центра занятости,— наше интервью с директором Е. Жилиной.

Коллектив Центра занятости населения со своим руководителем Е. Жилиной (на первом плане в центре)
Коллектив Центра занятости населения со своим руководителем Е. Жилиной (на первом плане в центре)
— Елена Михайловна, с чего начинался Центр занятости в Сосновом Бору?

— С маленькой квартирки жилого дома на ул.50лет Октября, д.19. Первый директор Галина Петровна Румянцева пришла с должности заведующей отделом по труду исполкома и проработала в ЦЗН до 2000 года. Сейчас ее, к сожалению, нет в живых...

В штате Центра сегодня 14 специалистов. В 90-е годы оказывали 2-3 услуги, сейчас — более 20-ти. Все компьютеризировано. Оказание любой услуги осуществляется на основании унифицированных форм и строго фиксируется. А раньше принимали заявки от работодателей по телефону и вели блокнотики. Был самодельный журнал записи на прием и огромные очереди в 1994-1997 гг.

— Сейчас нет очередей?

— Нет. Время ожидания для клиента, по регламенту, не должно превышать 20 минут. Посетители могут получить информацию о вакансиях и распечатать ее через сенсорный терминал. У инспекторов регистрируются чаще только потенциальные безработные, для кого явно нет работы, либо желающие проконсультироваться.

Для того, чтобы узнать о вакансиях, можно вообще не приходить в ЦЗН. Ведутся единые общероссийские регистры получателей госуслуг в сфере занятости. Есть единый портал Роструда «Труд всем», откуда можно извлечь информацию о потребности в работниках в любой точке РФ, не выходя из дома. Сведения о городских вакансиях размещаются на официальном сайте города.

— Что, кроме масштабных «сокращений» на предприятиях, влияет на уровень безработицы?

— Рынок труда реагирует на любые изменения экономики, налогообложения, уровня доходов... Пошла на подъем какая-то отрасль — люди устремились туда, повысились налоги в бизнесе — предприниматель минимизировал затраты, понизил оплату, и люди сами уволились.

Теряют работу не только в результате сокращений. Работодатели вынуждают уйти «по собственному желанию». Кто-то вообще работает по контракту или договору подряда. На улице могут оказаться выпускники, учившиеся «чему-нибудь и как-нибудь», и т.д.

В безработные попадают невостребованные работники: профессия непопулярна, недостаточна квалификация. Влияют возраст, здоровье, личные качества и т.п. Оказавшись не у дел, человек взвешивает, что выгодней: согласиться на «плохую» работу (неквалифицированную), заняться огородом или заполучить статус безработного.

Мало кто отдает предпочтение последнему. В 90-е годы максимальный размер пособия равнялся средней зарплате в регионе, а сейчас максимальное — 4900, минимальное — 850 рублей. В «ельцинский» период большими пособиями по безработице компенсировалось социальное напряжение в обществе: люди «стояли на бирже» и получали немалые деньги. Трудоустроиться было некуда.

Сейчас получать пособие по безработице невыгодно. Еще и на диване лежать не даем, «пристаем» с направлениями на работу или профобучение, профориентацию, общественные работы, социальную адаптацию и т.д.

20-15 лет назад государство много средств тратило на пособия и мало на то, чтобы «дать человеку удочку». Сейчас служба занятости перестает быть «собесом» и превращается в институт рыночной инфраструктуры, который помимо услуг по трудоустройству реально поддерживает конкурентоспособность работников, помогает определиться с профессиональным выбором, открыть бизнес и т.д.

— Какие услуги службы самые популярные?

— Профессиональное обучение и повышение квалификации безработных. За 20 лет их получили более 2000 горожан. Ярмарки вакансий и учебных мест. Временная занятость, общественные работы. Ежегодно от 500 до 1000 горожан участвуют в мероприятиях «активной политики занятости» (не считая посетителей ярмарок).

Всего за 20 лет в ЦЗН были зарегистрированы порядка 30 тысяч человек — столько же, сколько сейчас в Сосновом Бору работающих граждан.

— Как вы оцениваете состояние рынка труда города?

— Уровень безработицы фоновый — 0,5 процента. На каждого безработного — по 10 вакансий. Если у человека востребованная профессия и нет проблем со здоровьем, он найдет работу в Сосновом Бору.

Вместе с тем катастрофически не хватает квалифицированных людей, особенно в технических областях.

Рынок труда демонстрирует стабильность, за которой уже маячит застой. Когда организация годами не обеспечена кадрами (будь то швейная фабрика, НИИ или больница), она не может работать эффективно: это либо халтура в работе, либо недополученная прибыль, то есть неизбежное отставание. Следствие — низкие заработки и невозможность привлечь достойных сотрудников. Замкнутый круг.

Рабочая сила в России не «перетекает» туда, где лучше, (в Сосновом Бору самая высокая средняя зарплата в регионе) из-за низкой мобильности людей, бедности, невозможности приобрести жилье.

Уровень безработицы — всего лишь один из индикаторов состояния рынка труда. А если рассмотреть все его аспекты — получится достоверное отражение проблем всего общества. Это очень интересная сфера.

***

21 апреля, в честь своего 20-летия, Центр занятости проводит День открытых дверей с 9.00 до 16 часов.

В этот день можно в любом кабинете получить консультацию по вопросам занятости без излишних формальностей и заполнения документов.
  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика