Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

В условиях двойной блокады

Евгения Тарасова: мы рыли противотанковый ров в районе нынешнего УПП

08.05.2007  -  00:00

Сразу после начала войны в деревне Устье, как и по всей стране, мужчины были мобилизованы на фронт. В сельсовете составлялись списки семей, подлежащих эвакуации. Некоторые уезжали самостоятельно, кто как мог.

Евгения Алексеевна Тарасова возлагает цветы на рубеже, где воевала. (Фото Ю. Викториновича. Архив «Маяка»)
Евгения Алексеевна Тарасова возлагает цветы на рубеже, где воевала. (Фото Ю. Викториновича. Архив «Маяка»)

Гражданское население направлялось на оборонные работы, как тогда говорили, «на окопы». Нас, группу комсомольцев, направили готовить позиции для установки артиллерийских орудий. Затем в районе нынешнего УПП мы рыли противотанковый ров поперек шоссе.

Наша семья — мама, брат Сергей (инвалид с детства), сестра Мария и я сумели добраться до Ленинграда. Но дальше все пошло не так быстро. Довелось испытать и бомбежки, и артобстрелы. Только счастливый случай спас наши жизни.

Мы решили вернуться в Устье. И началась жизнь впроголодь, а до линии фронта, которая проходила по реке Воронка, было всего 14 километров. Старший брат Александр работал на севере и имел бронь. Остальные — Дмитрий, Иван, Максим, Павел и Михаил — воевали на фронте.

Голодно и морозно было зимой 1941—1942 годов. Очень нелегко было выжить в условиях двойной блокады, в которой оказался Ораниенбаумский «пятачок».

Сестра Мария, опытная рыбачка, отремонтировала несколько старых сетей. То же делали и другие рыбаки. Собралась целая бригада. В 30-градусный мороз они выходили на лед залива. А уловы были разными — то густо, а то и пусто.

Бывало, что рыбаков обстреливали с аэросаней. Они внезапно появлялись со стороны северного берега залива, занятого финнами. Во время таких обстрелов погибли Маркел Иванов из Устья и Николай Басалаев из Систа-Палкино.

Учет улова был строгий. Сами рыбаки брали по килограмму салаки на члена семьи. Остальное сдавали в войсковые части. Там такая добавка к скудному пайку не была лишней. В январе 1942 года меня зачислили в одно из подразделений 5 отдельной бригады морской пехоты. В минуты отдыха слушали радиопередачи о кровопролитных боях на фронтах, о стойкости советских бойцов, о партизанах Белоруссии и Украины, о зверствах гитлеровских карателей, о самоотверженной работе женщин и подростков в тылу.

Вот в каких условиях формировался мой характер в годы войны.

О своих фронтовых буднях не пишу. Так как уверена, что мои сверстники сделали для Победы не меньше, чем я. Но они погибли, а я живу.

По окончании Великой Отечественной войны наша семья не досчиталась семерых. Мама и брат Сергей похоронены в Устье, сестру Наталью и ее детей фашисты расстреляли в Гродненской области, брат Павел, связист, погиб в 1944 году в Латвии, муж сестры, артиллерист, погиб на острове Эзель в Эстонии.

Семь человек вырвала война. Не много ли для одной семьи?

И так горько и обидно теперь слышать клевету о советских бойцах и командирах, смотреть бесконечные пошловатые шоу. Остается только сожалеть, что теряется целое поколение и это — в мирное время!

Как ветеран войны поздравляю всех своих сверстников — ветеранов войны и труда с немаловажной победой — возвращением Знамени Победы. И пусть навсегда останется в нашей памяти образ советского солдата — победителя, спасшего человечество от фашизма.

С нашим общим величайшим праздником, дорогие земляки! Доброго вам всем здоровья.

Е. Тарасова, коренная жительница Соснового Бора
  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика