Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Венки на воде… Как клуб подводного плавания «Катран» восстанавливает и хранит память о войне

09.05.2019  -  14:54

Каждый год, вот уже много лет, 9 мая представители сосновоборского клуба подводного плавания «Катран» (руководитель Владимир Большаков) выходят в Финский залив на небольшом корабле. И напротив мыса «Устьинский» опускают в воду венок в память о погибших здесь во время Великой Отечественной войны моряках. Они не просто хранят эту память. Они сами собирали ее по крупицам, своими руками извлекая из-под воды обломки военной техники и вещи — свидетелей военных катастроф и подвигов. И восстанавливали уже, казалось бы, утраченные эпизоды трагического и героического прошлого, возвращали истории конкретные имена.

Геннадий Иванович Борисов и Николай Николаевич Одинцовский у двигателя одного из найденных самолетов
Геннадий Иванович Борисов и Николай Николаевич Одинцовский у двигателя одного из найденных самолетов

Из-под воды — в музеи 

Достают из воды танк в районе Невской Дубровки
Секции подводного плавания действовали в НИТИ и СУСе еще с конца 60-х годов. Энтузиасты, имеющие профессиональный опыт работы под водой, подошли к делу серьезно. Приобретали оборудование, тренировались, участвовали в соревнованиях и подледных изысканиях. Позднее секции объединились в водолазный клуб «Катран», члены которого много времени и сил уделяли различным экспедициям, в том числе, и историческим.
Огромная работа была сделана клубом по военной тематике. 
В 80‑х годах были экспедиции, в том числе и международные: по поиску и обследованию судов, затонувших во время Таллинского перехода в 1941 году (поднятые экспонаты переданы в Центральный Военно-Морской музей); в Финском заливе в районе Березовых островов — по поиску судов, погибших во время Великой Отечественной войны; по обследованию судов, затонувших во время войны на Черном море. Специалисты клуба работали и на Неве, в районе Невской Дубровки. Там они проводили обследование и участвовали в поднятии легкого танка Т‑26, который затем передали в музей обороны Ленинграда. В 90‑х годах искали и поднимали военные самолеты, которые теперь экспонируются в разных музеях, в том числе — за рубежом. Об одной истории расскажем особо.

Ил‑2 с озера Вялье 

Эту историю — о поднятии со дна озера Вялье в Ленобласти самолета Ил‑2 — в журнале «Нептун» подробно описал руководитель воронежского клуба подводного плавания «Риф» Виталий Латарцев. И в ней самые лучшие отзывы о совместной работе с сосновоборцами.
«В нашу безнадежную затею ввязались замечательные ребята — опытные аквалангисты из клуба «Катран»… Нормальные работяги, не привыкшие бояться грязной и тяжелой неблагодарной работы», — отметил он в самом начале своего рассказа. Помог тогда и сосновоборский аэроклуб — экспедиция могла бы не состояться без поддержки его вертолета Ми‑2.
Участники экспедиции извлекали на поверхность части погибшего самолета и предметы с него. Потом самолет чистили от ила, снимали с него боеприпасы, приподняли над водой… И вывезли с помощью вертолета. Технику военных времен успешно доставили на авиаремзавод в Пушкин.
Удалось восстановить историю этого штурмовика, и даже имя летчика. Выяснилось, что группа самолетов из звена Гвардии младшего лейтенанта Кунгурцева при наступлении 15 января 1944 года, возвращаясь с боевого вылета, потеряла ориентировку при непогоде и была вынуждена сесть на лед озера Вялье, в 6 километрах от немецких частей. Двум самолетам удалось взлететь и вернуться, остальные были повреждены, остались на льду и впоследствии затонули.
Судя по номерной табличке, скорее всего, был поднят самолет Сергея Потапова. Сергей Иванович прошел всю войну, стал Героем Советского Союза, после выхода в отставку в звании полковника жил в Одессе.
Этот Ил‑2 ждала неожиданная судьба — он попал в коллекцию Смитсоновского аэрокосмического музея в Вашингтоне (США). «Как рассказали работники завода, основой увезенного в США самолета послужил наш «Илюша», — сообщил Виталий Ларцев. — Что-то добавили от других… Главное — легендарный Ил‑2 стоит «живьем» в одном из крупнейших музеев мира как рукотворный памятник всем, кто сражался на таких самолетах».

* * *
Клуб «Катран» действует и сейчас. Он имеет два корабля, которые оснащены всем необходимым водолазным оборудованием. Члены клуба много лет принимали активное участие в экспедициях общества «Память Балтики», в честь юбилея которого в этом году заслуги сосновоборцев были отмечены почетными памятными значками   

Соб. инф.  


Геннадий Иванович Борисов и Николай Николаевич Одинцовский у двигателя одного из найденных самолетов 



  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика