Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Виктор Того. Истоки

Опубликовано в 1984 году в газете «Маяк прогресса» (Начало в № 87 за 21 июля 1984 года)

05.08.2014  -  00:00

Память… прошлое… Оно пробивается сквозь толщу веков, подобно роднику, от которого начинается большая река жизни, именуемая историей… Я вспоминаю слова немецкого философа Генриха Мейбома, жившего на рубеже XVI и XVII столетий: «Какова польза в том, что ты знаешь все греческие и римские истории, положение земель, перемены, происшедшие с жителями, древние их обычаи, если ты в собственном своем отечестве живешь как чужестранец и совершенно не знаешь его…» А знаешь ли ты, любезный мой читатель, историю земли, на которой раскинул свои кварталы твой прекрасный город Сосновый Бор? Давай совершим небольшое путешествие в прошлое. Ведь наше настоящее начинается там, за далью веков, и оно диалектично связано с днем сегодняшним. Как, впрочем, в дне сегодняшнем начинается завтра, история наших внуков и правнуков, история наших потомков…


Об авторе

Того Виктор Петрович, член Союза журналистов СССР. Уроженец здешних мест. Большой знаток истории. Жил и работал в Сосновом Бору, затем — в Усинске. Очерки написаны специально для «Маяка прогресса».


Водская пятина



Уже в самой географии, в названии бухты Финского залива — Копорская губа, на берегу которой раскинулся твой прекрасный город, запечатлена память нашего народа о героическом прошлом его пращуров. Эта память запечатлена в летописях. Первое упоминание о здешних местах мы находим в древней новгородской летописи «Уставе о мостах» Ярослава Мудрого — «Вочная сотня».
Земля, на которой стоит город Сосновый Бор, называлась тогда водской, по имени народа, населявшего ее — водь (или воть, вожане) — и входившего наряду с другими племенами — словен, кривичей, ижоры, чуди, еми и летьголы — в древнее новгородское княжество.
«Издревле, — пишет один автор в своей книге, — на этом благодатном берегу, на северной кромке Ижорской возвышенности, жили ижорцы (разрядка моя — В. Т.), или ингры…»

Ярослав Мудрый, литография Б. Чорикова

Я должен поправить уважаемого автора. Термин «ижорцы» в данном контексте — его авторское изобретение. Само название же народа — инкери или инкерикот. Но новгородцы называли их «ижеряны», «ижора». (Но никак не «ижорцы», «ижорцами» называют тех, кто трудится на ижорском заводе…)
Ижора действительно жила на южном берегу финского залива. Но область ее распространения простиралась восточнее нынешнего Соснового Бора. Так сказать, центром ее — административным, торговым и культурным — в нашем, сегодняшнем понимании — а в тогдашнем — погост (деление на погосты, по преданию, было учреждено княгиней Ольгой) был Тюрис, находившийся в районе современного Мартышкино…
Сосновый же Бор стоит на бывшей водской земле.
Начиная с XV столетия летописи называют землю води Водская пятина, то есть пятая часть Новгородских владений. Впервые с таким названием мы встречаемся в «Писцовой книге письма Дмитрия Васильевича Китаева и Никиты Семеновича сына Маклакова» за 1499-1500 годы.


Рыцари ливонского ордена

«Новгородцы под Водской пятиной понимали землю и народ, населявший ее, — писал в 1833 году русский академик Г. Шегрен, — который по своему составу не был однородным. Вполне возможно, что они не отличали водь (ватиалайзет) от ижоры (инкерикот). Первые являются истинными аборигенами здешних мест, вторые появились несколько позже. Значительно позже, как последствие шведской интервенции, сюда пришли еще два финских племени — савакоты и эурамейсет…»
Происхождение слова водь, по-видимому, происходит от финского Watia, трансформированного из Wataja, что в переводе означает — низкое, болотистое место. «По крайней мере, — писал Шегрен, — в Финляндии есть селение Watia, которое лежит на озере». Равновероятным, по мнению того же автора, может быть также и другое название, а именно от слова Waatia, что означает — клин. «В пользу этой точки зрения говорит то обстоятельство, что в XIII веке в нынешнем Дерптском (Тартуском — В. Т.) уезде была область, именуемая Вагиею — Клином…»
В «Писцовой книге» указаны подробные границы Водской пятины. Восточными ее пределами служила река Волхов. Западными — река Луга. На севере водские земли доходили до нынешнего города Савоналинна в Финляндии, на юге — до озера Ильмень… Водская пятина, как и все другие, делилась на две половины: Карельская и Полужская. Половины, в свою очередь, делились на погосты, которых по «Писцовой книге» 1518-1583 годов было двадцать пять. Семнадцать — в Карельской половине. И восемь — в Полужской. В каждом погосте было несколько селений. А в некоторых и города. Городов было пять: Ладога, Орешек, Карела, Копорье и Ям. Таким образом, нынешний Сосновый Бор «входит в Копорский погост»… Впрочем, еще задолго до деления на погосты, по утверждению советского ученого профессора В. Н. Бернадского, здесь раньше находился племенной центр Води.
В древних русских летописях название этого племени упоминается довольно часто. Так, например, известно, что при набеге полоцкого князя Всеслава на Новгород 23 октября 1069 года было побито много вожан, державших сторону Новгорода.
Летопись 1149 года упоминает, что при нападении еми (1000 человек) на водь последним помогли 500 новгородцев и «убиша всех до единого мужа».

Воины ливонского ордена

Папа римский Григорий IX буллой от 9 января 1230 года запретил архиепископу Упсальскому и Личепинскому в их местах и всем христианам, под наказанием отлучения от церкви, возить к язычникам Карельским, ингерским, Лапским и Вотландским оружие, железо, деревянные изделия, дабы вера Христова в землях, лежащих близ Швеции, не была искоренена врагами ее…
Была введена штатная единица епископа, которому предписывалось несть «слово божье» жителям здешних мест. Но крест не может существовать без меча. Как там было сказано Христом: «Я принес тебе не мир, но меч…» И в 1239 году для захвата западных земель Новгородского княжества создается церковно-рыцарский Ливонский орден.
Голод — последствие сильных морозов и неурожая 1215 года — довел жителей побережья до того, что они питались сосновой корой, липовым листом и мхом. Бедняки отдавали своих детей, «скудельницы» (погребальницы) были переполнены трупами, которых так много лежало на торжищах, на улицах и прямо на полях, что «ни можаху ти изъедати человек»…

Водская и ижорская земля на начало 15 века

Водская и ижорская земля на начало 15 века

Воспользовавшись этим, захватчики неоднократно совершали набеги на южное побережье Финского залива. Но аппетит, как известно, приходит во время еды… И вот спустя четверть века, когда Великий князь Александр отъехал в Землю Суздальскую и Переяславль град с матерью и со княгинею и со всем двором своим «распревся с новгородцы» (борьба за власть между князем и боярской олигархией в Новгороде никогда не прекращалась, и в 1240 году Александр Ярославич был вынужден оставить Новгород), «…придоша от западныя страны немцы и чудь на водь, и повоеваша все и дань на них возложиша и срубиша город в Копорье погосте, в отечестве великого князя Алекандра, но не то бысть зло, но и Тесово взяша, гониша за 30 верст до Новгорода, гость биюча, а семо по Лугу и до Савля».
Далее летопись рассказывает о страшном разорении жителей сел и городов, сопровождавшемся нашествием рыцарей: «А на волость новгородскую в то время наидоша Литва, немци, чудь и поймаша по Лугу кони всеи и скот, не на чем орати по селам…»

Папа римский Григорий IX

Папа римский Григорий IX

Из другой летописи мы узнаем, что в 1240 году «свеи, мурмане, емь» вошли в Неву с намерением овладеть Ладогой и Новгородом, захватили Изборск и, «зашегши посад Пльсковский», выступили вместе с чудью (эстами) на водь и «основали город в Копорье погосте».
Новгород не мог сразу оказать решительного сопротивления врагу, так как главного организатора и руководителя русского воинства в ту пору в Новгороде не было (о чем говорилось выше — В. Т.).
Под влиянием грозной опасности и боясь народного гнева, новгородское боярство дважды обращалось к Александру Ярославичу с просьбой возглавить новгородские полки. Только вмешательство отца, Великого князя киевского Ярослава Всеволодовича, вынудило Александра дать согласие.

Великий князь Александр Ярославич

Великий князь Александр Ярославич


***
Серией очерков Виктора Того первая сосновоборская газета «Маяк прогресса» в 1984 году своего рождения начала рассказ об истории родного края. «Истоки» начали публиковаться тридцать лет назад — в конце июля. И сосновоборцы с нетерпением ждали каждого номера с повестью о прошлом своей земли. В юбилейный для «Маяка» год мы решили опубликовать наиболее интересные выдержки из труда по истории нашего края, который выдержал испытание временем.

Продолжение следует…

Яндекс.Метрика