Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
logo

Владимир Нестеров: У меня сейчас возраст свободы

Наталья Козарезова
06.08.2017  -  17:00

Во многих сосновоборских семьях есть стеклянные вещицы — игрушки, колокольчики, лампадки и многие другие, сделанные нашим земляком. Еще в 90‑е нашего стеклодува и его изделия можно было встретить на «Сосновоборских мозаиках», а сами поделки стали популярным сувениром. Как выглядит мастерская — домик недалеко от СКК «Энергетик» — известно, пожалуй, половине жителей города. Сегодня «Маяк» беседует с настоящим мастером народных промыслов, стеклодувом Владимиром Нестеровым.

Владимир Нестеров: У меня сейчас возраст свободы
Владимир Нестеров: У меня сейчас возраст свободы

— Владимир Васильевич, расскажите, где и как прошло ваше детство и как вы попали в Сосновый Бор.
— Я родился в 1953 году в Приморском крае, район села Спасское. Отец, Василий Иванович, родом из Вологодской области, а мать — из-под Красноярска. Отец был участником войны, воевал с японцами, потом в Приморском крае и остался, работал в обеспечении военных аэродромов. Мать была учителем начальных классов. Там они и познакомились. Это было тяжелое время. Дед репрессирован, семья была запугана, меняла место жительства, о нем не говорили. В 70‑м году я закончил школу в Хабаровском крае, в поселке Хор. Учился хорошо: меня как-то даже хотели послать представителем от поселка в «Орленок».
Поступил в Хабаровский автомобильный институт, но сразу ушел служить. Узнал, что буду служить в военно-морском флоте, подумал, когда такая удача еще будет? Я забрал документы, с месяц поработал, и попал в Архангельск, в Северодвинск. А оттуда — на Камчатку.
Там оказался на подводной лодке и познакомился с Игорем Михалевским (который позднее сам тоже переехал в Сосновый Бор, и с 1980 до 2015 работал в НИТИ) — с его легкой руки я и оказался здесь. Он был при штабе флагманским механиком — ходил с проверками, контролировал, чтобы все у нас было на должном уровне. На лодке я быстро переучился и стал спецтрюмным — занимался обслуживанием реактора. Через год уже был старшим матросом, на втором году — в звании главного старшины и специалистом первого класса. А дембельнулся я вообще мастером военного дела.
Игорь Николаевич очень хотел, чтобы я на сверхсрочную остался: «Мы тебя отправим в училище, ты мичманом станешь и будешь тут „сундучить“». До этого долго уговаривали меня в партию вступить, а когда стало понятно, что я никак не останусь, Михалевский мне и говорит: «Слушай, у меня друг живет в Сосновом Бору…» Дал мне поручительное письмо, и так в 1974 году я поехал в Сосновый Бор и попал в НИТИ.

— А чем вы занимались в НИТИ и как сложилась ваша жизнь в Сосновом Бору?
— А тем же самым — работал с ядерными установками. Здесь познакомился с женой Изабеллой. Я в Северо-Западный политехнический институт поступил, она тоже там училась, а работала в НИТИ оператором ЭВМ. Долго перезванивались, приглядывались, а потом поженились. Две дочки выросли, Маша и Галя. Сейчас есть одна внучка Екатерина.

— И как же вы стали стеклодувом?
— В НИТИ я проработал до 90‑х годов, а потом — денег нет, дети маленькие. В это время в Сосновом Бору организовали малое предприятие «Сувенир». Чья затея была — не знаю, но у меня там был табельный номер 001 — я был первым стеклодувом. Четыре месяца отучился в Твери. Почему стекло? Необычное дело. Я там недели две ходил-смотрел, как работают люди, понял, что тоже так смогу, тогда загорелся этим, сел и все, с тех пор… Оказалось, сложно, попробуй-ка. Сейчас заведу горелочку, сами увидите.
Потом «Сувенир» развалился, и я ушел в свободное плавание.

— Какая была первая работа, которая вам самому понравилась?
— Чайник. Заварочный чайник. Я с них и начал. Когда учился, все увидели, что у меня начинает получаться, и получаться неплохо. Сорт стекла, которым работали — С‑51 — это стекло, которое варили в Твери, но было у них стекло и другого сорта, и друг и с другом они не стыковались. Так вот, эти ребятки начали мне подсовывать такое стекло: сделаешь — все нормально, поставишь, оно какое-то время постояло — бамс! — треснуло. Думаю, ну не должно такого быть! Я так и не догадался, пока мне не подсказали.
Потом уже начал делать и графины: думал, что графины — это вещь, которой люди будут пользоваться и радоваться. А потом опять началась борьба с пьянством, а заводы стали выпускать бутылки красивые. И чего я буду графин делать, если человек купит такую заводскую бутылочку? Она ему ничего не будет стоить — входит в стоимость вина. Так если в магазине есть лучше и дешевле, чего я буду упираться? Графины я делать резко перестал.
В начале двухтысячных лампадки пошли. И на стол, и висячие, всякие-разные. И тогда я говорил, что вера у народа останется всегда, и эти изделия всегда будут востребованы. А потом — колокольчики, а потом — и всякое… Вот перед вами пришел человек, говорит, хочу такую рюмку — как рог, чтобы пока не выпьешь, поставить было нельзя. Ну, сделаю. Недавно заказали мне 32 колокольчика… много чего делал. Больше всего нравилось то, что хорошо продавалось — потому что это было работой. Меня это стекольное производство с 1990‑го до 2000‑го кормило.

— А много ли мастеров-стеклодувов в регионе?
— Нет. Кто-то есть в Питере, в Мухинском училище, но у них — литье. Когда я в 2005 году к ним заехал, показал свои изделия, они купили, сами стеклодувы купили. Нечто подобное на одной из выставок в Ленэкспо видел у финнов. Но мне было неинтересно. Там было все довольно примитивно. Я не хвалюсь — может, они развивались, может пробовали. Когда я им показал рождественское яйцо с ёлочкой внутри, они рты раскрыли. Жена была недавно в Венеции, в мастерской стекольного художника. Зашла, посмотрела и ушла — говорит, у моего мужа лучше. Это просто бренд — венецианское стекло.

— Вы, наверное, бывали на многих выставках…
— Да, много где был, но все в России. За рубеж я тогда не ездил — был «невыездным» после НИТИ 12 лет. Как раз до 2012 года, то время, когда я мог... Тогда столько приглашений было, например, в Испании под Барселоной есть музей кошек. И там наши работы есть, и нас туда приглашали, в середине 90‑х можно было в Лондон попасть. Мои изделия тогда были и в Англии, и в США. Мои работы — елочные украшения — тогда дорого стоили. Только мне платили по шесть долларов за изделие — в ту пору были большие деньги.

— А новые секреты мастерства открываются?
— Сейчас нет — дело пошло на закат. А сначала — да, сначала было интересно. Вот, например, такой инструмент — развертка — используется для работы. Его все делали из березы. Температура — полторы тысячи градусов. Чтобы развертка не горела, ее держат в воде. Я предложил их из графита сделать. Такой штучкой можно два-три года работать, а березовой хватает на один-два часа работы. Это сколько я берез сохранил?

— Откуда у вас эта мастерская?
— Когда «Сувенир» развалился, я стал предпринимателем. Первая мастерская была возле магазина «Юбилейный». Делал игрушки — они были в ходу, продавались в нескольких точках. А потом начались проблемы, когда наехали «ребятки».
Тогда мне дали этот домик, Александр Коппелян (активист-общественник, экс-депутат городского совета, — прим. «Маяка») содействовал. Раньше здесь был дорожный мастер. Потом он получил квартиру, и этот домик стал муниципальным.
Здесь были собаководы в начале 90‑х. Они домом пользовались, но не очень за ним ухаживали. А если домом не заниматься, он превращается в место, где живут — не более того. Потом появились спортсмены.
Когда дом достался мне, он умирал: крыша дырявая, пол, доски прогнили. Сейчас я плачу за него арендную плату, когда был предпринимателем — бесплатно здесь работал.

— А как вы познакомились с Коппеляном?
— В НИТИ, мы вместе работали. Потом он стал депутатом, вышел в люди. А когда я стал стеклодувом — мне это было интересно, ему тоже. Тогда и сблизились. Он тогда занимался исторической реконструкцией 19 века, возглавлял военно-исторический клуб «Копорье». Мне тоже стало интересно, у меня даже звание было — поручик. Реконструкция — значит поездки. Хотя стеклодув — это тоже поездки, но другие. Одно другому не мешало. Когда я привез на Бородинское поле в музей большое стеклянное яйцо, и внутри — двуглавый орел… Это произвело впечатление. Я подарил его, конечно, музею. Много чего подарил — тогда я был на подъёме, да и реконструкция тогда была… Кроме Бородина с реконструкторами еще ездил в Малый Ярославец, Гатчину…
Он познакомил меня с Юлией Илюхиной, режиссером народного театра «КриМ», общались часто, когда-то я даже участвовал у нее в массовке.

— Вы столько лет работаете стеклодувом…
— Сейчас уже не работаю. Сейчас это хобби такое — и в тяжесть, и бросать жалко. В 2010 году я закончил дело с предпринимательством. Мастерская, которая здесь — это для души. Теперь я не работаю, теперь я делаю, увлекаюсь. Захотел — сделал, посмотрел, разбил и выкинул. Но для детей экскурсии по-прежнему провожу.

— А есть кому передать секреты?
— Нет. Будущего у этой мастерской нет, потому что, чтобы было будущее, должны быть последователи. За 25 лет никто не пришел, не попросился в ученики, а вылазить со своим предложением — здесь столько будет народу, а зачем мне здесь проходной двор? Не получается. Мастер-класс — пожалуйста. Но дальше мастер-класса не идет. Сейчас я живу в свое удовольствие. Что захочу — то и делаю. У меня сейчас возраст свободы.

Наталья Козарезова, Ольга Домашенко

***

Сделать игрушку внутри стеклянного яйца, считает мастер, не сложно

Сделать игрушку внутри стеклянного яйца, считает мастер, не сложно

Реконструкция боя за переправу на реке Воронка. Владимир Нестеров — матрос

Реконструкция боя за переправу на реке Воронка. Владимир Нестеров — матрос

Подводная лодка К-116. Владимир Нестеров — справа

Подводная лодка К-116. Владимир Нестеров — справа

Дельтапланеризм долгое время был серьезным увлечением

Изделия Владимира Нестерова всегда находят почитателей

Изделия Владимира Нестерова всегда находят почитателей



Яндекс.Метрика

Наш сайт использует куки.
Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности