Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Владимир Петровичев: Своё счастье надо ковать собственными руками

Наталья Козарезова
28.10.2014  -  00:00

— У меня тут две папки: «Тигр» и «Чайки». С чего начнем? — Давайте начнем с «Кошки Василисы». Интервью с известным далеко за пределами нашего города скульптором Владимиром Петровичевым получилось не совсем о нем — творце, учителе, увлекательном рассказчике, поэте... Даже совсем не о нем — о некоторых его работах. Впрочем, душа мастера проглядывает не только в творениях, но даже и в рассказе о них.

Владимир Петровичев: Своё счастье надо ковать собственными руками
Владимир Петровичев: Своё счастье надо ковать собственными руками

— Давайте начнем с «Кошки Василисы» с Малой Садовой. Столько она претерпела недавно: пропала, нашлась и даже оказалась котом...

— За четырнадцать лет (мы открывали ее 1 апреля 2000 года) она стала одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга. О том, что пропала, узнал во Владивостоке, куда в сентябре поехал устанавливать скульптуру тигра. Так что все эти бурные события прошли мимо меня. Слава Богу, ее нашли.


Слегка поднявшись вверх над Питером, Ночь разломила вверх мосты. Неспешно, в полосатых свитерах, Выходят погулять коты.


Как «Кошка Василиса» оказалась котом? Когда я ее лепил, стало интересно, как бы выглядело место под поднятым хвостом, которое обычно или прикрывают или обыгрывают как-то, будь она котом. Красиво ли это было? Два шарика приставил, но поскольку в школе работаю, меня отвлекли. И я забыл. Потом в формовку пошло... Так и поставили. Когда увидел, ахнул, но уже было поздно что-то менять. Сначала пытался объяснять, но никто не слушал. Потом смотрю — особенно не видно. Думаю, пусть стоит, как стоит. Но все тайное когда-то становится явным. Это обнаружилось. И теперь влилось в метаморфозы Питера, как Гоголевский нос.

— И с «Зайчиком, спасшимся от наводнения», метаморфозы происходили?
— Тут такая же трагикомедия, как с «Кошкой Василисой» — «Зайчик» не находится на балансе у города. Сначала он стоял ближе к береговой линии Заячьего острова, с правой стороны Иоанновского моста. Там неглубоко, и тинэйджеры ныряли, доставали деньги (у меня даже есть фотография, как эти ребята лопатой деньги гребут). Зимой столбик расшатался, и его выдернуло льдом. Злоумышленники подошли по льду, схватили «Зайчика», не удержали, он упал — ухо сломалось. Спасли его охранники. Я его отреставрировал потом. Но теперь он стоит поглубже и поближе к охране, под присмотром. И все экскурсии первое что видят — «Зайчика». Он уже вошел в экскурсионные маршруты, туристы его фотографируют. Сначала (смеется — ред.) он, а дальше уже Трезини, Кваренги...

— Трудно, наверное, было «Зайчику» попасть на такое видное место?
— Можно долго и интересно рассказывать, как я ходил, восемь организаций преодолевал, чтобы получить разрешение. Жуткое дело. В одной организации, помню, сурьезная такая женщина сидит, один раз в месяц принимает. Я с «Зайчиком» пришел. Она спрашивает: «масштаб, точка, отметки, глубины»? Чувствую, что «поплыл». Говорю: «я «Зайчика» хочу поставить, назвать его, как внука, Арсением». Машинально полез в карман, достал фотографию внука. Она тааак посмотрела на меня. Позвонила архитектору, выдернула с какого-то совещания, сказала: «Вы чего его бросаете? Идите с ним туда-то, сделайте то-то!». Такая сурьезная женщина... Потом уже сказали, что у нее муж умер, с ребенком проблемы. И то, что я фото внука показал, помогло.

— А вы сами монетки на «Зайчика» — на удачу — кидаете?
— Да делать мне нечего! Сначала «Зайчик» был покрыт тончайшим золотистым слоем титанового покрытия. Когда стал реставрировать, смотрю: он какой-то матовый, шероховатый стал. Оказывается, монеты, как пули, сбили покрытие. Он весь в следах от монет. Сколько людей проходит — каждый кидает. Сам я избавлен от этих глупостей: желания надо выполнять своими собственными руками, ковать свое счастье.

— А я, каюсь, вашу «Золотую рыбку» иногда тру на удачу...
— Если вам помогает, то — пожалуйста. Там деньги, действительно, разного достоинства, разных государств — символ удачи. Но на самом деле, пока нас никто не слышит (подмигивает — ред.), открою вам тайну — это скульптура, посвященная упорному ёршику. В композиции стая маленьких рыбок стремится в глубину в поисках счастья, лучшей доли, больших заработков. Но есть и один ёршик, который идет против течения. Против правил, логики, здравого смысла шпарит наверх, где его кроме рыболовных крючков и избытка кислорода ничего не ждет. Там есть еще надпись — «Следуй своей мечте!». «Золотая рыбка» полна тайн. Вы бы не пришли (улыбается — ред.), никогда бы не узнали.

— «Башмак туриста» тоже философская вещь...
Интересный у меня заказала «Ювента» «Башмак». Портрет друга такой получился, соратника, спутника. Его образ тем более мил, что он такой изношенный, потрепанный. Его с натуры лепил. Мне принесли два старых башмака (не все знают, что в шестидесятые годы конструкторские бюро разработали «вечные» башмаки: по горам, камням — все выдерживают). Я набил их бумагой, чтобы форму держали, шнурки поинтереснее вынул. С большим наслаждением, как портрет, лепил с натуры.

— И своих животных вы с натуры лепите?
— Первого своего анималистического персонажа я слепил на втором курсе. Пришел в зоопарк, взял с собой тушечницу, бумагу, ручечку за две копейки со звездочками на перышке. Был конец марта (или середина?), тушь замерзла, и я пошел погреться в вольер для птиц. Смотрю — пеликан, замечательно так поворачивается. Я его давай рисовать. Думаю, завтра приду и слеплю с натуры. С утра пришел, взял каркас, пластилин. На какой-то пожарный рукав, как на столик, поставил все. Так, среди посетителей, и слепил. Этот пеликан мне позировал — так, сяк, со спины. Потом в дереве его сделал. А «Зайца» я лепил в мастерской, «на коленке», без натуры. После училища лет восемь в зоопарке дневал и ночевал — так «наблатыкался», ночью разбуди, жирафью голову нарисую.

— А как возникла идея поставить у входа на ЛАЭС композицию с чайками — там уже «Ангел» есть?
— «Чайки» и «Ангел» соединились сейчас в единую композицию. «Ангел» смотрит на «Чаек» — в этом есть философский смысл. У чаек своя жизнь: кто-то хочет клюнуть рыбку, кто-то её уже добыл, кто-то торопится отнять. А там — группа в свободном полёте, за который, кстати, надо платить... Ангел на это смотрит: все понимает, все прощает, оберегает.

Ангел все видит, все понимает, оберегает...

Про «Ангела» разное говорят. Но я недавно подошел к нему (было мягкое освещение) посмотрел отстраненным, критическим взглядом. Образ, наполненный внутренним содержанием. Не стыдно мне за него. И теперь, когда «Чайки» появились, все связалось, история закончилась, пластические, архитектурные задачи выполнены. Кто настроен серьёзно, увидит и поймёт.

— «Чайки» появились в конце лета, а в сентябре мы уже узнаем про «Тигра» во Владивостоке. Когда все успеваете?
— Целый год прошел в ожидании, когда можно будет приступать к работе: кроме творчества, много других проблем. Потом пошла работа. Я полагал, что года полтора на изготовку чаек уйдет. Но потом, как это часто бывает, мне ужали сроки до полутора месяцев. И тут вечером звонок — Александр Кузнецов, мой бывший ученик, с которым мы уже 35 лет дружим, говорит: «Владимир Алексеевич, как ты считаешь, «Тигра» мы сумеем сделать? В сентябре нужно установить». А уже июль. Чистой воды авантюра, а я не авантюрного склада человек. Это же нельзя что-то там сделать (хитро улыбается — ред.) — нужно сделать шедевр. Заказчик: «Амурский тигр», организация, которая занимается сохранением амурских тигров, которых всего 400–500 осталось. Я подумал и понял, что судьба дает шанс. Не вовремя, вопреки здравому смыслу, и т. д. «Так не работают!»— с этой мыслью лёг спать. Наутро в голове возникла мысль «Многие достойные дела совершаются не благодаря, а вопреки». И согласился.

Вообще-то такая работа длится годами: поиск образа, эскизы, согласования, художественные советы. А тут— пара месяцев... Был, конечно, напряг, даже перенапряг, но вроде получилось, как мы хотели. Памятник, можно сказать. Хоть я и осторожно насчет памятников выражаюсь, но тут можно.
И место шикарное — бухта «Золотой рог», где по преданию видели тигра, который переходил ее по льду. Сейчас там сделали чудесный вантовый «Золотой мост». Кроме всего прочего, была задача, чтобы скульптура держала пространство — вокруг такие большие доминанты. Размеры бронзового зверя такие: два с половиной метра на метр двадцать. Постамент — соразмерный, каменная кладка. Мне нравится.

— Тигру имя не дали?
— Пока нет. Сначала думал над эскизом: как тигр может выглядеть? Пять эскизов сделал. Был даже момент, когда почувствовал, что не смогу, завалю работу. Потом мне жена (Лилия Эмильевна Петровичева — ред.) показала зимнюю фотографию амурского тигра — как кот Барсик: толстый, с подшерстком. Сказала, что я каких-то восточных леплю, поджарых. Тогда и сделал такой новый эскиз. Он на мишку похож немножечко. Но амурский тигр отличается богатством меха, статью.

— Владивосток, конечно, хорошо, а для родного города еще есть идеи?
Мне хотелось бы сделать символ Соснового Бора — белок. Уже готов макет — две белки на бревне. Нужны деньги. Ясное дело.
У меня много нереализованных проектов — больше десяти. Отдал им много сил, энергии. Например, Макет «Мельницы Сампо» (ее предложило сделать общество любителей города Павловска) участвовал во всероссийском конкурсе в Екатеринбурге. Для нашего города был бы неплохой символ — мельница счастья. Идей много, но «Кошку Василису» на место водрузить, и то надо согласовывать...

Беседовала Наталья Козарезова

Справка

Владимир Алексеевич Петровичев родился 13 марта 1953 года в Эстонии, в городе Кохтла-Ярве. С 1974 по 1978 год учился в художественном училище имени Серова. С 1978 года преподает в сосновоборской художественной школе имени Кипренского, член Союза художников России. Заслуженный работник культуры РФ.

 

* * *

 


Бегемотик

Ты — входящий полиглот,
Я — лежащий бегемот.
Будет скверный перевод,
Будет все наоборот.

Если вы задумаете посетить сад скульптур, расположенный во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, обратите внимание на бронзового бегемотика. Он лежит перед входом (ступеньки вниз) на кафедру синхронного перевода.
Прилег он на гранитном питерском крылечке 14 октября 2005 года. Был последний по-летнему теплый день. Синело небо. Как это положено осенью, падали листья. Преобладали желтые кленовые. По поводу открытия скульптуры звучали речи. Автором была прочитана поэма следующего содержания:
Пусть нежаркое солнышко наше тебя, бегемотик, согреет,
А рука хулигана коснуться тебя не посмеет.
Ты лежи, не грусти вдалеке от родимого Нила.
Тебя наша Нева на своих берегах приютила.
Полежи на крылечке,— филологи люди не злые.
Колыбельную песню споют для тебя петербургские ливни косые.
Ты не бойся, лежи, твое место отныне законно.
А лингвисты пускай что хотят за дверьми переводят синхронно.

Владимир Петровичев, Сосновый Бор

* * *

Улитка (в сокращении)

...Но вернемся к улиткам. Одну большую бронзовую особь мы с Сергеем Игоревичем Богдановым, деканом филфака, увековечили. Описываю ситуацию: СПбГУ, филологический факультет, сад скульптуры. Там много чего. Не задерживаемся, проходим. Нас интересует былинка (бронзовая, высота 1 м 20 см). На ее сгибе — улитка. Высунутыми рогами ощупывает пространство. За ней, на стене, читаем табличку: «Кафедра фонетики и методики преподавания иностранных языков». Какая связь? Оказывается, устройство слуха имеет в наличии молоточек, наковаленку, «улитку» и т. д. Органы, помогающие нам слышать. Причем «улитка» играет не последнюю роль. Вот вам, пожалуйста, и фонетика, и морфология, и мироощущение, и все что хотите.
Однако давайте сосредоточимся на главном, обобщив вышесказанное. Суть, которую я изложил в четверостишии и озвучил на открытии композиции «Улитка на листе», заключается вот в чем: «Люби свой дом, найди свой путь, создай свой мир и счастлив будь».

Владимир Петровичев, 28 мая 2007 г., Санкт-Петербург



Яндекс.Метрика