Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
logo

Восточный экономический форум: энергия атома – ключ к развитию макрорегиона

08.09.2025  -  16:37

В ходе дискуссии «Электроэнергия для развития Дальнего Востока» на 10-м Восточном экономическом форуме прозвучал ряд программных заявлений, связанных с перспективами атомной энергетики. Модератором этой дискуссии выступил Глава Республики Саха (Якутия); председатель комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Энергетика» Айсен Николаев. Во вступительном слове он подчеркнул, что опережающее развитие энергетики – ключевой вопрос развития Дальнего Востока, где рост энергопотребления последние 5 лет стабильно превышает среднероссийский уровень, и в перспективе разрыв будет только увеличиваться, об это сообщает "Инфраструктура и экономика России".

Энергия для дальнейшего роста

Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков согласился, что благодаря решениям Президента Дальний Восток демонстрирует экономическое развитие выше, чем среднее по России. Несколько ключевых параметров: инвестиции в основной капитал за десятилетие на Дальнем Востоке удвоились. Темпы роста – в 2,5 раза выше общероссийских. Добыча полезных ископаемых выросла на 33% – и превышает показатель страны в 3,3 раза. Объем строительных работ вырос на 107%, вдвое больше, чем в среднем по стране. Инвесторы ТОР и других преференциальных режимов начали реализацию почти 2800 инвестпроектов, общей стоимостью 10,5 триллионов рублей, уже вложена половина средств. Эти инвестиции и планы обусловили опережающий рост энергопотребления, вдвое выше среднего по стране.

Но при этом большая часть территорий Дальнего Востока относится к энергоизолированным районам, со сложной логистикой, высокой ценой строительства и подключения. Уже сегодня виден дефицит мощности в 3,3 ГВт к 2030 году, который возникает по заявленными инвесторами планам. При максимальной цифре с учетом перспективных проектов, уже верифицированных с Минэнерго и Минэкономразвития, дефицит может вырасти до 5 гигаватт. Без генерирующих мощностей недополученные доходы бюджета составят до 500 млрд руб. налогов на горизонте 5 лет.

Дальний Восток перешел на «ценовую зону» с начала года. Но конкурс в августе не состоялся, инвесторы с учетом логистики и дороговизны оборудования не увидели экономики в предлагаемых инвестиционных условиях. Высок износ энергетической инфраструктуры, отсутствуют средства для модернизации энергетики в изолированных районах – где расположены порядка 1800 населенных пунктов и множество предприятий. При этом проекты освоения недр разбросаны по всей территории Дальнего Востока и Крайнего Севера, а тариф может превышать 50 руб за кВт (тарифы и стоимость подключения на Дальнем Востоке также росли быстрее, чем в стране).

Совместно с Минэнерго выработан ряд предложений по созданию новых энергетических мощностей. Они уже предусмотрены программой Минэнерго, нужно утвердить их и определить источники финансирования. Они не могут быть полностью рыночными с учетом условий Дальнего Востока, необходимо рассмотреть возможность продления дальневосточной надбавки (механизма выравнивания тарифов на Дальнем Востоке при помощи надбавки для оптового энергорынка. Энерготарифы в ДФО субсидируются с рядом исключений до 2028 года), чтобы направлять на инвестиции часть средств, которые генерирует эта надбавка. Также важно заниматься эффективностью потребления – оценив суточный график, стимулировать крупных потребителей реализовать своё потребление в часы, когда спрос меньше, чтобы существующие энергомощности использовать с более высокой отдачей.

Ответственны перед будущими поколениями

Министр энергетики Сергей Цивилёв начал с констатации факта, что в мире формируется новый технологический уклад с огромным спросом на энергию. Это связано с искусственным интеллектом, развитием криптовалют, транспортом. Энергии требует роботизация и автоматизация предприятий. Государства-лидеры, в первую очередь Китай, реагируют на этот вызов опережающим развитием электроэнергетики. На сегодняшний момент в КНР строится 30 блоков АЭС, принято решение о строительстве еще 11 атомных блоков. При сегодняшней мощности атомной генерации в 60 ГВт, к 2030 году планируется нарастить этот показатель до 100 ГВт, а также построить дополнительно 374 гигаватта угольной электростанции. Активно развиваются ВИЭ – каждый год добавляется 250 ГВт. Развиваются накопители энергии. Строится современная сеть постоянного и переменного тока. Вероятно, к 2030-му году КНР решит полностью вопрос своей энергобезопасности.

На сегодняшний момент развитие электроэнергии является главным фактором развития экономики РФ. В стране было два периода быстрого роста электроэнергетики, которые обеспечили общий рывок экономики – ГОЭЛРО, а затем создание ЕЭС. И сегодня, считает министр, именно энергетики несут ответственность за будущее экономики страны. По поручению Президента РФ разработана и в мае 2025 года утверждена Энергетическая стратегия до 2050 года. Проведено долгосрочное планирование – создана генеральная схема до 2042 года, утверждена среднесрочная программа нашего планирования. Готовятся СиПР (схемы и программы развития). Планирование строится по шестилетним периодам: разработана программа до 2030-го, затем до 2036-го года и наконец до 2042-го годов. Принят Закон о системообразующих территориальных сетевых организациях, который вводит новую процедуру управления нашей энергетикой.

Какие задачи предстоит решить далее? Прежде всего – создать отраслевой финансовый институт, и опираться на «дешевые деньги». Невозможно смириться с тем, чтобы в конечной стоимости генерации более 40 % составляла стоимость денег: необходимо ответственно относиться к тому, по какой цене киловатт-час достанется следующим поколениям; нельзя передать детям и внукам дорогую электрическую энергию, поскольку тогда у промышленности не будет возможности конкурировать на внешних рынках, мы не сможем добиться высокого уровня благосостояния граждан . Этот отраслевой институт видится как уполномоченный государственный банк с государственным участием. Уже есть банки с компетенциями в области электроэнергетики – таковы Газпромбанк, Сбербанк, ВТБ. Но этот пул должен быть укреплён отраслевым банком, имеющим все компетенции и споосбным обеспечить льготное кредитование, субсидирование процентной ставки, проектно-банковское кредитование, инфраструктурные облигации, целевое финансирование якорным потребителям, использование казначейских инфраструктурных кредитов.

Должны быть возрождены отраслевые проектные институты, без их работы по единой системе задача новой волны электрификации не будет решена. Институты, которые были созданы в СССР, в 1990-е годы были во многом разрушены. Предстоит создать новую мощную проектную организацию на сохранившейся базе (некоторые компании ТЭК старались сохранить институты, людей и наработки). Эту основу нужно преобразовать в отраслевые проектные институты. На их базе необходимо разработать типовые проектные решения, подобные тем, какие были найдены в СССР. Сегодня каждый проект – индивидуальный, надо много времени на проектирование, он становится очень дорогим. Понятно, кому это выгодно, но в аспекте ответственности перед будущими поколениями завышенные расходы на строительство объектов генерации, на индивидуальные решения неоправданны. Необходимо перейти полностью к типовым проектным решениям, и типовым модульным решениям, когда максимальная узловая сборка должна производиться на территории завода, а потом уже приходить в крупных монтажных блоках для сборки на площадке.

Необходим отраслевой заказ. Сегодня заводы полностью загружены на 2025, 2026 год, многие проекты строительства новой генерации находятся под риском срыва из-за перегрузки заводов. Но на 2027 – 2028 годы заказов нет, предприятия не могут спланировать свою работу, закупить оборудование, подготовить людей – чтобы работать системно. Это не только срыв сроков реализации проектов, но и высокая стоимость, поэтому необходимо сформировать отраслевой заказ на долгосрочную перспективу: на первые 6 лет очень подробно, на вторую и третью шестилетки с меньшей детализацией, но всё же иметь понимание отраслевого заказа на весь период генеральной схемы до 2042 года.

Необходимо разработать единые стандарты Российской Федерации на отраслевое оборудование. В области газа и нефти уже этот процесс совершился на высоком уровне; создан институт нефтегазовых инициатив, уже применено порядка 270 новых стандартов. Стандарты, которые предлагает профессиональное сообщество, наиболее удобны для работы. Ранее отрасль опиралась на стандарты Американского института нефти, но после введения санкций возникла угроза развитию, и отрасль была вынуждена создавать стандарты самостоятельно. Задача – в области электроэнергетики выполнить такую же работу по стандартизации. Стандартизация затрагивает и внешний рынок: 150 млн населения России – недостаточно, чтобы создавать сильную экономику. Но ряд дружественных государств хотят работать с Российской Федерацией, с их учётом рынок огромен. В истории СССР есть пример масштабного взаимодействия с соседями, развитие энергетики и промышленности. В КНР СССР создал порядка 150 заводов, и опирался на рынок этой страны. Усилия Президента Владимира Путина и дружественных стран по созданию нового миропорядка, основанного на взаимном уважении и обоюдной выгоде, позволяют создать основу для расширения рынка.

Необходимо управлять стоимостью киловатт-часа. Минэнерго не «проектный офис», ответственность – это квт.ч по приемлемой цене, в этом смысле Минэнерго – «продуктовый офис» с конкретной задачей: обеспечить приемлемую цену электроэнергии на весь период жизни каждого объекта. Разработана модель управления стоимостью на основе «сквозного потока электрогенерации»; за его разработку министр выразил благодарность Росатому, где создана система по управлению эффективностью производства. На этой базе совместно с Росатомом и сделан «сквозной поток» для электроэнергетики. Когда разработку показывали в распечатанном виде, это пришлось сделать в цеху Уфимского электротехнического завода: ни один бизнес-центр не мог разместить такую презентацию, поскольку линейка сквозного потока была собрана на листах ватмана длиной 62 м в прямой части; от неё отходили сквозные потоки – изготовление оборудования, проектирование, строительство, эксплуатация. Эту огромную структуру назвали «рыбной костью», она оцифровывается и совместно со Сбербанком идёт построение финансовой модели. На всей цепочке формирования киловатт-часа будет возможность оценить, по финансовой модели, как любое изменение повлияет на стоимость – если положительно, то предложение принимается; если нет – то не применяется. На предстоящем заседании по развитию энергетики Дальнего Востока эта «модель поведения» будет представлена Президенту Владимиру Путину. Дальний Восток принципиален, поскольку здесь происходит самая быстрая работа, оцениваются все подходы по развитию электроэнергетики. До конца года также пройдет совещание по развитию электроэнергетики РФ.

Закон суров, но это не всегда

Председатель комитета Госдумы по энергетике Николай Шульгинов напомнил, что принято несколько федеральных законов, регулирующих развитие энергетики как в целом в России, так и на Дальнем Востоке. В первую очередь это распространение на ДФО правил конкурентного ценообразования на электрическую энергию и мощность, что позволило бы оптимизировать загрузку электростанций, а также применять инвестиционные механизмы для отбора мощности, в том числе для долгосрочного планирования развития. Что касается продления «дальневосточной надбавки» для отдельных групп потребителей, Николай Шульгинов поддержал предложение Министра по развитию Дальнего Востока, о необходимости её пролонгации до 2035 года, зафиксировав на уровне 30 млрд руб. и пересмотрев перечень получателей. Половину этой надбавки нужно направлять на строительство генерации, в том числе в изолированных районах. Актуальна тема обеспечения надежности энергоснабжения, центров ответственности, подхвата «бесхоза», механизма свободных двусторонних договоров покупки энергии для крупных инвестиционных проектов, таких как освоение Баимской рудной зоны.

Николай Шульгинов поддержал инициативу Минэнерго по разработке закона, который бы уточнял нормы земельного и градостроительного кодекса, чтобы ускорить строительство объектов генерации по Генсхеме. При этом, считает депутат, важно продолжить работу по отмене запрета на применение прямоточных систем технического водоснабжения на тепловых ТЭС и АЭС: эти предложения получили поддержку в первом чтении, но работы впереди ещё немало (судя по настрою тех органов, которые не согласны с изменением данной нормы). До рассмотрения соответствующего закона во втором чтении еще предстоит работать над ним, но без него развитие тепловой и атомной энергетики существенно затруднено. В ряде случаев, например для Сахалинской ГРЭС-2, без этого невозможно – техническая вода есть только в скважинах.

Необходимо ускорить применение закона о правом статусе систем накопления электрической энергии; это протокольное поручение Госдумы направлено в Правительство. Существенным условием конкурсного отбора ВИЭ надо сделать обязательство строить и системы накопления энергии: такова мировая практика, и ее нужно придерживаться (не забывая про мировые блэкауты: в Испании, пережившей аварию, произошел разрыв между объемом ВИЭ и накоплением).

Необходимо поддержать в ускоренном режиме решение о финансировании строительства водохранилищ как объектов федеральной собственности, чтобы ускоренно развивать гидрогенерацию. Тема давняя, но она (несмотря на поддержку на всех уровнях) не решается, упирается в финансирование. Также в гидрогенерации необходимо решить разногласия по компенсации негативного воздействия ГЭС на водные ресурсы (особенно в части старых ГЭС, построенных до ввода Закона о рыболовстве). Это сдерживает дальнейшее развитие энергетики. Методика расчётов устаревшая, она применяется только «рыбниками» исходя из их понимания своих интересов. Нужно, чтобы эта методика была обновлена.

Комитет разработал проект закона об усилении административной и уголовной ответственности за хищение электроэнергии. Парадокс в том, что ответственность за хищение нефтепродуктов и газа – уголовная, а по электроэнергии только административная. Особенно это важно в условиях незаконной майнинговой деятельности.

Необходимо закрепить новый механизм работы с инвесторами: конкурсы срываются, как видим, на Дальнем Востоке сорвались закрепленные за компаниями планы строительства. Но необходимо определение затрат по факту из-за долгой доводки объектов. Авансирование тоже снижает затраты на строительство, его нужно не затягивать. Принятая программа локальной энергетики не финансируется, работают только компании с приглашением инвесторов и подписанием энергосервисных контрактов (в основном только Русгидро), остальные пишут отчеты. Нужно принимать решение о господдержке, включая продление сроков действия контрактов. Это соответствует «Мурманским поручениям» Президента по локальной энергетике.

Наконец, в нормативном регулировании нужно пересмотреть стратегию развития электросетевого комплекса на 2013 год – она безнадежно устарела и не отвечает сегодняшним вызовам. Эту стратегию развития сетевого комплекса нужно разработать с учетом особенностей Дальнего Востока и Арктики, где есть специфика электросетевого строительства (тип, длина линий, технологии строительства). В стратегии нужно учесть и развитие изолированных энергосистем.

Наши атомные возможности

Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв поблагодарил модератора Айсена Николаева за совместную работу в Якутии и поддержку в рамках работы Энергетической комиссии Госсовета. По его словам, генеральная схема развития электрогенерации до 2042 года по-новому обрисовала перспективы развития атомной энергетики в стране. Росатом должен построить в обозначенный срок больше мощностей атомной генерации, чем есть в стране на сегодняшний день. Значимую часть этой работы предстоит выполнить на Дальнем Востоке. Если раньше тема присутствия Росатома в макрорегионе касалась лишь экологических проектов и участия в развитии судостроения на «Звезде», то в этом году Восточный экономический форум уже по-новому определяет участие Госкорпорации в развитии Дальнего Востока, Приморья, Хабаровского края. Росатом не просто приходит на эту территорию, но фактически создаст большой атомный кластер. Этот форум впервые за всю историю этой стал «атомно-энергетическим», – отметил Алексей Лихачёв.

Известное решение Генсхемы, уже принятое и получившее приоритетную поддержку на всех уровнях власти – строительство гигаваттных генерирующих мощностей в Приморье, двух блоков к 2033 и 2035 году. Задача поставлена лично Президентом; Минэнерго поместило эту АЭС как одну из приоритетных в Генсхему. Площадка практически выбрана, , предстоит анализ инвестиционного сценария, обоснование безопасности, работа с населением – и после этого выход на площадку, который намечен в следующем году. До конца 2025 года появится новое юридическое лицо, Приморский филиал Росэнергатома. В Генсхеме отнесены «вправо» сроки создания АЭС в Хабаровском крае – это очень перспективный, современный проект блоков мощностью 600 МВт. Но губернатор Хабаровского края ведет большую работу по ускорению срока и увеличению мощности этой будущей АЭС. Алексей Лихачев отметил, что если такое решение будет принято на уровне Правительства, то выполнить его для Росатома будет большой честью… хотя этот путь не усыпан розами.

Есть задачи, которые предстоит решить в период ближайшего десятилетия. Первая – это стоимость заемных денег; с 2028–2029 гг придется «системно» занимать ресурсы на строительство АЭС. Есть ещё два вопроса, , которые потребуют поддержки Минэнерго, Госдумы, и Госсовета. Первый – обеспечение кадровым ресурсом, на этапе строительства – 8-9 тысяч человек на АЭС, на этапе эксплуатации от 1,5 до 2 тыс.чел. Кадров потребуют также смежные сервисы и производства. Алексей Лихачёв выразил надежду на поддержку и системную работу дальневосточных вузов. По его словам, необходимо проводить и работу с населением, потому что там, где Росатом приходит в регионы, создается социальная инфраструктура принятого в Госкорпорации качества.

Второй вопрос – отслеживание экологической повестки. На сегодняшний день, по оценкам Росатома, вклад низкоуглеродной генерации на Дальнем Востоке крайне низкий, менее 1%. Алексей Лихачёв выразил надежду, что по этапам ввода энергетических атомных мощностей удельный вес низкоуглеродной генерации на Дальнем Востоке достигнет 25% . Поскольку крупная генерация отнесена на середину 2030-х, а энергодефицит есть уже сегодня, Росатом активно участвует в конкурсах на ветровую генерацию. Госкорпорация является одним из крупнейших владельцев ветропарков в стране, 370 МВт будут реализованы в Амурской и Хабаровской областях, со сроками 2027-2028 гг. соответственно. Росатом занимается глубокой локализацией производства оборудования для ВИЭ, вплоть до создания линейки композитных решений, двигателей. При этом глава Росатома коснулся и темы электродвижения, отметив, что в силу разных причин дальневосточные регионы уже являются лидерами по электромобильности. Это также одна из компетенций Росатома, включая создание накопителей для электродвижения, сервисов для обслуживания электротранспорта. Росатом системно пришел с электромобильностью в Калининградскую область, крайнюю западную точку страны. Теперь же, в крайней восточной точке, Госкорпорация также готова реализовать подобные проекты, с акцентом на опережающее развитие электрогенерации.

Алексей Лихачёв затронул и тему создания малой АЭС в поселке Депутатском (для проекта «Кючус»), отметив, что изначально речь шла об одном 55-МВт (э) блоке «Ритм-200», но в настоящее время проект переформатируется уже в двухблочную станцию. Примеры плавучей АЭС в Певеке и готовящихся ПЭБ для Баимского месторождения показывают, что на Чукотке малые мощности эффективно развиваются именно в таком варианте.

АЭС нужна, но быстрее и мощнее

Тему развития атомной энергетики и других видов генерации прокомментировал губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин. Он отметил, что решения задач, поставленных десятилетие назад Президентом по опережающему развитию Дальнего Востока, доказали эффективность: инвесторы в регион пошли, и даже несмотря на санкционные ограничения в крае и в последний год инвестиции выросли на 30%. В целом поток инвестиций превысил 625%. Идёт развитие инфраструктуры, прежде всего энергетической. Но с учетом перспективной потребности инвесторов, дефицит в балансе превышает 3%. Дополнительной мощности требуют Малмыжский ГОК, Восточный полигон БАМа, развитие острова Большой Уссурийский, Мильканский железнорудный блок, и ряд других проектов горно-добывающего, обогатительного, металлургического производства. Так, «Полиметалл» затратил 9 млрд руб., чтобы провести к себе ЛЭП 110 кВ. «Малмыж» вынужден идти на создание собственной генерации объемом 250 МВт, причём потребность только по трём линиям первой очереди – 500 МВт (губернатор поблагодарил Правительство России за предоставленные недостающие 250 МВт, но отметил, что это лишь малая капля). Вся потребность до 2029-го года составляет еще 900 МВт, которые ничем не закрыты. Причем в энергии нуждаются резиденты ТОР, этим компаниям согласно действующих механизмов должны быть возмещены затраты. Однако эти обязательства по сути перекладываются на регионы, у которых источников финансирования нет. Помощь Минвостокразвития также недостаточна; из заявок на 6 млрд руб. одобрено меньше 2 млрд руб на расширение Хабаровской ТЭЦ-3. ОЭС Востока пытается помочь этой ситуации, но конкурсы на отбор новых генерирующих мощностей не состоялись. Это говорит о том, что нужны отдельные решения по финансированию объектов генерации на Дальнем Востоке. Таких прецеденты уже были – ТЭЦ в Советской Гавани, Хабаровская ТЭЦ-4 реализованы на основании отдельных решений Правительства.

Утвержденная Генсхема до 2042 года относит ключевой и самый ожидаемый в регионе объект, Хабаровскую АЭС, на 2037-й год. Но двух блоков по 600 МВт уже недостаточно, нужны «тысячники», считает глава региона. Возможность для ускорения работ губернатор видит в параллельном развертывании строительства АЭС в Приморье и Хабаровске.

Вопрос, на который обратил внимание Дмитрий Демешин – подтверждение возможностей по подключению заявленных инвестиционных проектов к сетям. В настоящее время оформляются земельные участки, ведутся проектные работы, поданы заявки на техприсоединения, и теперь инвесторам нужны гарантии и понимаемые правила игры на перспективу – они уже несут затраты. Если перспектива технического присоединения уходит в 2037 год и далее, никто в более значимую затратную часть не пойдет.

И еще одна проблема, характерная для Дальнего Востока – газ. Принято решение по поставкам природного газа в объеме 3 млрд куб.м до 2028 года, но не решён вопрос поставок Газпромом после этого периода. В аспекте международных договоренностей о возможности некоторым зарубежным компаниям вернуться в Россию, ситуацию тоже в тупике. Потребность в природном газе после 2028-го – уже 6,5 млрд куб. м, а к 2030-му году – 9 млрд куб. м. Инвесторы поднимают вопрос техприсоединений по газу. Никакой инвестиционный климат не может считаться комфортным, если регион не обладает уверенностью в этом вопросе. Нужны конкретные решения для тех точек роста, которые видны уже сегодня: какие объемы газа нужно учесть в строящихся магистральных газопроводах, перемычке Белогорск – Хабаровск. Необходимо ускорение запуска Южно-Киринского месторождения, проекта «Сахалин-3». Дальнейшее развитие всего Дальнего Востока, и в частности Хабаровского края, требует нестандартных решений, и мы «обречены» на то, чтобы их совместно найти, – считает губернатор.

Недовостребованная вода

Первый заместитель руководителя ПАО «Русгидро» Роман Бердников напомнил, что главный урок из исторического и мирового опыта – необходимость комплексно и системно подходить к развитию. Сегодня делаются попытки решить проблемы дальневосточного дефицита тепловой генерацией, радует возобновление темы АЭС, но о развитии мощной гидроэнергетики решений нет. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции – каждая имеет свои преимущества. Решения по развитию надо принимать системно и комплексно.

Между тем Китай, кроме интенсивного развития ВИЭ и и АЭС, не менее интенсивно развивает гидрогенерацию; принято решение о строительстве крупнейших в мире ГЭС и ГАЭС. В мире гидропотенциал используется более эффективно – Европа задействовала до 80% энергии своих рек, Китай – до половины, Латинская Америка более 45%. В России же этот показатель составляет 20%, а в Сибири и на Дальнем Востоке 7%. В российской Генсхеме заявлен ряд проектов, но решений о них нет, поэтому в настоящее время усилия Русгидро направлены на закрытие дефицитов до 2030 года, а уже через 2-3 года придётся думать о закрытии следущего дефицита. Поэтому нужно как можно скорее принять решение о строительстве ГЭС, которые придут в сеть в 2032-м и далее. Где разместить эти объекты, компания понимает, но нет механизмов их запуска. Не получила развития Канкунская ГЭС, которая могла решить проблему с дефицитом электроэнергии, вместо неё строятся тепловые станции.

Самым правильным инструментом запуска и развития ГЭС Роман Бердников видит ДПМ, софинансирование на период строительства. Русгидро реализует 6 проектов ТЭС, но есть потребности в дополнительном финансировании. Необходимо, к примеру, развивать Хабаровскую ТЭЦ, но опять же нужен механизм, который позволит это сделать, а финансовые возможности у самой компании отсутствуют, и занять деньги не представляется возможным. Нужна либо «фабрика финансирования», либо отдельная госгарантия, чтобы профинансировать сегодняшние объекты. Затем можно будет говорить и о новых проектах на Дальнем Востоке.

В СССР каждое десятилетие вводили от 12 до 20 ГВт гидрогенерации. О таких масштабах говорить не приходится, но выйти хотя бы на 3,5 ГВт возможно. Это позволит закрыть дефицит энергии, и получить все дополнительные эффекты, которые ГЭС дают народному хозяйству. А эффект, который дает гидроэнергетика региону – комплексный. Это и борьба с паводками, и регулирование стока рек для поддержки судоходства. При этом важный аспект в том, что гидроэнергетика полностью локализована по оборудованию. В настоящее время строятся только две малые ГЭС на Северном Кавказе; Усть-Среднеканскую, последнюю крупнейшую гидроэлектростанцию, запустили в 2024-м, идет проектирование Нижнезейской. Закончив подготовку проектной документации в 2026-м, желательно сразу перейти в реализацию: это даст 435 МВт в Амурской области, поможет и комплексному развитию региона, всей энергетики.

Как не запутаться в ветхих сетях

Руководитель «Россетей» Андрей Рюмин напомнил, что компания на Дальнем Востоке представлена в основном магистральным комплексом, за исключением Бурятии и Забайкальского края, где в зоне ответственности Россетей находятся и распределительные сети. За предыдущие пять лет объем инвестиций в развитие магистрального комплекса Дальнего Востока составил 390 млрд руб., это 40 % инвестиционной программы. При этом объем выручки Россетей на Дальнем Востоке составляет лишь 6% от общего по России – что говорит о приоритетности Дальнего Востока в новом строительстве и развитии сетевого магистрального комплекса. Основные объекты – электроснабжение Восточного полигона железных дорог, трубопроводного транспорта, предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых. Создана системная инфраструктура, закончили строительство транзитов, которыми присоединили изолированные районы Якутии к централизованной энергосистеме. Что касается нового инвестиционного цикла (2025-2029 годы), объем вложений составляет 415 миллиардов рублей, источники финансирования есть. Конкретные задачи – окончание работ по электроснабжению второго этапа развития Восточного полигона, строительство ЛЭП, объединяющих энергосистемы Сибири и Востока. Начинается строительство схем выдачи мощности для строящейся генерации в Приморье, Хабаровском крае, Якутии. Но есть и задачи системного значения, попавшие в генеральную схему и СиПР, но не отмеченные в инвестиционной программе компании – что обусловлено нехваткой свободных средств. Увеличение займов невозможно – они лишь ухудшат финансовое положение компании, поэтому с ФОИВ и Правительством обсуждается вопрос финансирования этих дополнительных объектов.

Что касается распределительного комплекса в Бурятии и Забайкальском крае, за последние пять лет вложено 10 млрд руб., этого тоже недостаточно. Около 35 млрд руб. необходимо вложить в ближайшую пятилетку в «Бурятэнерго» и «Читаэнерго». Этих денег нет, из-за сложностей тарифного регулирования в регионах. Принятие метода эталонных затрат позволит стабилизировать ситуацию, если не с CAPEX, то хотя бы с OPEX – обеспечить финансами зарплаты, ремонтные кампании. Действенная мера поддержки – take or pay, без этого института инвестиции неокупаемы, проекты не имеют экономики. Поэтому компания зачастую строит избыточную инфраструктуру, и пока не будет механизма «бери или плати», ситуация не изменится.

Изолированные территории: изоленты не хватает

Зампредседателя комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков поделился взглядом на проблему гарантированного энергоснабжения изолированных и труднодоступных территорий, большая часть которых расположена на Дальнем Востоке и в Арктике. Их особенностью является отсутствие доступа к централизованной энергетике, необходимость использования дизельных, мазутных, угольных ТЭЦ и котельных с северным завозом доставки топлива. Технологическая надежность, экономическая эффективность и экологическая безопасность этих источников влияет на социально-экономическое развитие территорий и качество жизни. Есть и сложности внедрения технологий распределенной энергетики, которые показали свою эффективность в централизованной энергетической системе. Это вызвано наличием технологических, административных и финансовых барьеров, которые надо преодолеть на государственном уровне, чтобы создать условия для развития современной локальной энергетической инфраструктуры.

По мнению Анатолия Широкова, высокой оценки заслуживает работа Русгидро в Якутии по модернизации неэффективной дизельной генерации с помощью автономных гибридных энергетических комплексов. Но масштабы удаленных территорий, многообразие технологических и организационных решений требует систематизации подходов, внедрения эффективных бизнес-моделей и форм ГЧП. На экспертной площадке Комитета рассматривали большое количество предложений: глубиной проработки и поддержкой профессионального сообщества отличается инициатива КРДВ и центра EnergyNet по созданию условий для развития интеллектуальной энергетики на труднодоступных и изолированных территориях. Ключевая идея – сформировать инструменты привлечения частных инвестиций, на основе долгосрочного планирования, государственных институтов развития и инструментов финансовой поддержки, которые действуют в основной энергетике. Эта инициатива вызвала интерес ряда субъектов РФ и развивается уже в рамках пилотных проектов под общей координацией КРДВ. На базе EnergyNet при поддержке фонда НТИ создан проектный центр, занимающийся проработкой этих идей. Экспертно-аналитическую поддержку этой инициативе оказывает РЭА. Работа по созданию условий для развития интеллектуальной энергетики на труднодоступных территориях имеет непосредственный вклад в реализацию стратегии пространственного развития и направлена на решение конкретных задач ряда профильных министерств и ведомств, прежде всего Минэнерго и Минвостокразвития, – считает сенатор.

Угль превращается в алмаз

Глава фонда «Кристалл роста» Александр Галушка представил проект развития малой угольной генерации. По его словам, этот ресурс рано оставить в истории; в США указом президента в 2025 году уголь признан критически важным ресурсом, запускается федеральная программа поддержки угольной энергетики, предотвращается закрытие угольных ТЭС. Программа ориентирована на обеспечение энергопотребностей ЦОД и развитие ИИ. Заявлено около 100 миллиардов долларов инвестиций в энергетику, дано право ЦОДам строить собственные станции. Технология малой угольной генерации, которую «собрал» и предлагает фонд, верифицирована и поддержана в Минэнерго. Её особенности – гибкость, мощность от 5 МВт, когенерация (выработка электричества и тепла одновременно). Это до 30 лет эксплуатации, мобильность и возможность переноса станций. Наконец, доступность – 80% оборудования производится в России, остальное в дружественных Индии и Китае. Что касается экологичности, очистка выбросов от сажи достигает 99,9% за счет электрофильтров, перерабатывается 90% золошлаковых отходов. CAPEX составляет 200-300 млн руб. на 1 МВт, что сопоставимо с уровнем Китая и кратно ниже альтернативных источников для изолированных территорий. Стоимость электроэнергии, как показывают расчеты, составит от 12 до 21 рубля за кВт.ч, тогда как в изолированных территориях Дальнего Востока цены таковы: Диксон – 121 рубль, Найба – 99 руб., Тикси – 64 руб., Певек – 46 руб. Пилотный проект «собран» с Чукоткой, отработан с региональной администрацией и собственниками месторождений. Можно ставить вопрос масштабирования технологии – создавать программу развития малой модульной угольной генерации, современной и экологичной. Практический механизм ее реализации – это концессии и энергосервисные контракты.

Таблетка от головокружения от успехов

Генеральный директор ПАО «Т Плюс» Павел Сниккарс считает, что успехи ТОР неоспоримы, но во многом связаны с получением земли без торгов, и льготных условий по присоединению к инфраструктуре. Фактически рост получен за счет преференций и некоторых отраслей. Но болезненные последствия быстрого роста теперь нужно лечить, поднимая инфраструктуру. Компании «Т плюс» пока на Дальнем Востоке нет, но с учетом того, что рынок пришел на Дальний Восток с 1 января 2025 года, хотелось бы. Но для этого энергетика должна стать инвестиционно привлекательна. Можно добавить энергетику виды деятельности, разрешенные в преференциальных режимах, получать льготы, снижать стоимость. С тем, чтобы инвесторы соревновались за возможность строить здесь источники генерации. Нужен и порядок возможного учета глобальных проектов в общей финансовой картине, в бухгалтерской отчетности, которую оценивают банки при последующей оценке финансовой устойчивости, возможности кредитования. Также важно изучить возможность комбинированной выработки энергии и тепла для намеченных проектов. Например, Росатом мог бы помимо станции в Приморье вернуться к советскому проекту «атомной котельной», это позволит решить вопрос теплоснабжения в ряде регионов. Создание особых условий – то, что можно сделать быстро, вместе с упрощением земельных и градостроительных норм в части стройки.

Медной горы хозяйство

Председатель совета директоров ООО «Удоканская медь» Валерий Казикаев поблагодарил за поддержку проекта со стороны государства в аспекте техприсоединения: тем более что, несмотря на резидентство в ТОР, проект уже платит существенные налоги в краевой бюджет. Идет подготовка к запуску второй очереди ГМК «Удокан», вопросы энергоснабжения приобретают практическую значимость. За полтора года расчетная стоимость присоединения, включая 300 км сетей и 200 МВт подстанций, выросла в два раза, до 50 миллиардов рублей. На вторую очередь, которая будет производить вместе с первой более 500 тыс. т получистой меди (и обеспечит вхождение компании в топ-5 мирового рейтинга), 50 млрд руб. найти из ресурсов компании невозможно. Поэтому предприятие надеется на участие в «фабрике проектного финансирования», что может сгладить проблему. Тем более что строительство таких ЛЭП как Таксимо – Чара и подобных задача не только «Удокана», но и дело государственной важности. Отсутствие единых механизмов господдержки и энергоснабжения крупнейших инвестпроектов не прибавляет оптимизма, считает Валерий Казикаев, а ведь проект при реализации второй очереди может принести более 1 трлн налогов платежей во все уровни, в основном региональные. Выработка такого механизма становится критически необходимой для реализации крупнейших инвестпроектов Дальнего Востока. Только крупнейшие инвестпроекты, особенно в горно-металлургической сфере, эффективны и имеют будущее на этих территориях, – полагает руководитель «Удоканской меди».

Мирный малый атом – для большой добычи

Дискуссию завершило выступление генерального директора ООО «Управляющая компания Баимская» Георгия Фотина. Он напомнил, что освоение Баимского месторождения – также один из крупнейших инвестиционных проектов в стране, объем инвестиций около 1 трлн рублей. На Чукотке за Полярным кругом строится не просто один из крупнейших в мире комбинатов по переработке меди, но и наиболее современный. В проекте будут использованы беспилотные карьерные самосвалы, ряд других уникальных для мировой практики технических решений. Суммарно в проекте 40 производственных вспомогательных объектов, ряд крупных объектов внешней инфраструктуры. Строится с нуля Новый порт; создаются ЛЭП на 330 кВ и круглогодичная автодорога – объекты длиной 400 километров. Для внешнего энергоснабжения рассматривались различные варианты – строительство ЛЭП от Магаданской энергосистемы, от каскада Средниканских ГЭС, а также СПГ-генерация. Однако был принят вариант строительства четырех плавучих атомных энергоблоков, которые предложил Росатом. Это уникальный опыт для страны. Чтобы реализовать этот вариант, потребовались изменения в 35-ФЗ «Об электроэнергетике», в 442-е Постановление Правительства и ряд подзаконных актов. Но все эти этапы были пройдены, и они открывают дорогу не только «Баимскому». По мере отработки богатых месторождений и удаления от доступной инфраструктуры будет появляться все больше похожих проектов, с малой генерацией и в удаленных энергосистемах, заключением двусторонних договоров «бери или плати» между генератором и потребителем электроэнергии. Для этого очень важно синхронизировать усилия регулятора и инвестора, – считает Георгий Фотин.

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика

Наш сайт использует куки.
Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности