Вот такое собрание...

или Кому нужен такой «откровенный» разговор?

16.02.2009  -  00:00

Пишу, чтобы поделиться и узнать мнение работников образования и простых родителей. Сразу хочу оговориться, что это письмо мотивировано не личной обидой, так как мой ребенок успешен в школе. Даже те, чьи дети не ходят сейчас в школу, наслышаны о современных детях. Какие они неугомонные, избалованные, непослушные, непоседливые, невоспитанные... Как говорится, «качество» учеников неуклонно падает с каждым годом.

Это вызывает глубокое сожаление и сочувствие к работникам образования. И все-таки... Наше родительское собрание проводилось в форме «круглого стола», что уже необычно. Никакого детального подведения итогов за полугодие, чего больше всего хотелось услышать родителям (в первом-то классе!), отчета родительского комитета о проделанной и планируемой работе. Практически сразу была обозначена главная тема: «Поведение!!!». Как и в любом классе, у нас есть дети, которые не хотят или не могут вести себя идеально, и так называемые успешные дети. Но я считаю некорректным навешивание на семилетних детей ярлыков. То, что происходило на собрании дальше, шокировало, я уверена, большинство присутствующих. Нам были названы дети (7 из 23), которые мешали учебному процессу и, если не перевоспитаются, будут направлены на какую-то «комиссию». Был поставлен вопрос «ребром»: на каких детей мы будем ориентироваться в учебе — на глупых и нарушителей дисциплины или на умных и послушных? Классный руководитель предложила купить учебники по ряду предметов по упрощенной программе и спросила — согласны ли страдать успешные дети. Надо отдать должное, родители в большинстве своем хранили интеллигентное молчание, на провокацию не поддались и склоку не устроили. Далее нам предложили откровенный разговор — по очереди рассказать о своей семье, о своем взгляде на своего ребенка и т.п. Далеко не все были готовы откровенничать при совершенно посторонних людях. Разговор перешел к взаимным обвинениям. Особенно досталось одной маме. Решимости заступиться за нее хватило только у одной бабушки. Выходила я с собрания ошеломленная. Зачем? К чему все это было? Зачем 22 взрослых человека были поставлены в такую, по меньшей мере, неоднозначную ситуацию? Предположу, что в системе образования есть какие-то отработанные годами инструкции и схемы работы с такими «плохишами». Может, надо протянуть руку помощи, а не выгонять неугодных? Можно ли предположить, что родители, отправляя ребенка в школу, напутствуют его: «Не слушайся учителя! Бей всех! Сбивай с ног! Болтай на уроке!»? Может, все сложнее? Не забывайте, что на нас смотрят наши дети. Они станут такими же. Конечно же, я поинтересовалась — как проходят соб¬рания в других классах. Никаких публичных охаиваний нет нигде. Весь негатив, иногда очень резкий, высказывается лично! И, уж конечно, люди не «сталкиваются лбами», и их не вынуждают «копаться в чужом белье». Если я в чем-то неправа, с удовольствием узнаю другое мнение. Ирина Родители, все в ваших руках С одной стороны, история изложена столь эмоционально, что сразу же хочется поддержать автора: «Ну нельзя же так!». Если все было именно так, как описано, наверное — нельзя. Но! Непонятно, почему возмущенные молодые родители (22 взрослых заинтересованных человека!) тут же, за круглым столом, корректно не предложили перевести разговор в другое русло. Или почему не высказали учительнице свое отношение к форме собрания сразу же после него. Или немного позже? Не пожаловались ни завучу, ни директору? Тем более, если недовольным было большинство. Автор письма объяснила это так: «Каждый опасается неприятностей для своего ребенка». Наверное, для родителей это веский аргумент. Но с точки зрения логики и взрослого человека не очень убедительный. Ведь если никак не выразить своего отношения к прошедшему собранию, то педагог может посчитать его удачным и эффективным, и подобное повторится. Нина Князева knyazeva@mayak.sbor.net Комментарий М. Мехоношина, председатель городского комитета образования Письмо неоднозначное и, в свою очередь, вызывает вопросы. Чего хотели родители? Судя по письму, они хотели услышать в деталях об итогах за полугодие (то есть об успеваемости своего конкретного ребенка) и о работе родительского комитета. Но ведь учительница тоже неслучайно главной темой собрания обозначила «поведение». Видимо, у нее, как у классного руководителя, были на это веские основания. И неслучайно формой собрания был выбран «круглый стол», который предполагает не отчеты и монолог педагога, а диалог между ним и родителями, а также — между родителями. Дети приходят в школу из семьи, и именно семья определяет основу воспитания ребенка. Класс — это коллектив. И, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в нем комфортно, каждый должен соблюдать определенные правила. Все, что происходит в классе, касается и вашего ребенка. Нет чужих проблем. Если родители чувствуют (или им сообщают) о том, что назревают какие-то проблемы, не нужно прятаться от них. Нужно самим приходить в школу, чаще общаться с учителем. Мама первоклассника признает, что работать с современными детьми непросто. И это подтверждает педагогическая практика — любой опытный учитель со стажем подтвердит, что в последние годы вопросы поведения детей становятся все более актуальными. Мне видится, что классный руководитель подняла действительно важные и серьезные вопросы и, по сути, обратилась к родителям с просьбой о поддержке. Возможно, конкретные приемы педагога оказались не очень уместными, и не стоило побуждать родителей рассказывать подробности о своей семье. Скорее, педагогу, как профессионалу, стоило дать конкретные рекомендации молодым родителям по воспитанию детей, предложить совместно решать возникающие проблемы, пригласить на беседу психолога. Система образования требует от учителя профессионализма в работе с детьми (и родителями). Но при этом нельзя забывать, что основа воспитания ребенка закладывается в семье.

Комментарии

Загрузка комментариев...