Война не уходит из памяти
Каждый июнь напоминает нам о том уже далеком дне, когда в 1941 году началась Великая Отечественная война. Автор этих строк волей судьбы оказался на оккупированной территории и был очевидцем развертывания партизанского движения на Украине, в частности на Черниговщине. Уже при отступлении Красной Армии в лесных массивах закладывались партизанские базы.
Немногочисленные вначале отряды партизан вскоре стали пополняться за счет присоединения к ним красноармейцев и командиров, попавших в окружение, но не сдавшихся в плен врагу.
Началась партизанская война, которую фашисты в полной мере ощутили на своей шкуре.
Население оккупированных территорий оказывало партизанам всестороннюю помощь, за что фашисты беспощадно карали мирных граждан.
К примеру, на моей малой родине, только в Носовском районе Черниговской области они сожгли дотла два населенных пункта вместе с их жителями. В моем селе Плоское за содействие партизанам фашисты загнали в одну из хат и заживо сожгли около сорока жителей.
Однако эти репрессии приводили к еще большему усилению сопротивления оккупантам. Ряды партизан постоянно пополнялись. Небольшие отряды сливались в бригады и целые соединения. В рядах партизан на Украине воевало более 500 тысяч гражданского населения.
В грозные годы Великой Отечественной войны все народы СССР были переполнены высоким чувством патриотизма, направленным на достижение Победы над коварным врагом.
Нынешняя действительность вызывает горькое чувство сожаления, что в результате «парада суверенитетов» в конце истекшего века, между народами бывших братских союзных республик воздвигнуты кордоны.
В. Ярош, ветеран войны и военной службы, полковник в отставке
***
В такие июньские дни невольно вспоминаешь свою юность, которая выпала на суровые годы войны.
Я, 15-летний парень, работал в Саратове на авиазаводе, в цехе, где изготавливали детали для шасси самолетов ЯК-2. От дома до завода было километров 12, добирался по-всякому, но опозданий не было.
Особенно трудно стало в 42-м, когда немцы дошли до Сталинграда. Саратов тоже бомбили и авиазавод был одной из главных целей.
Прямо на территории предприятия были вырыты щели, где мы укрывались во время бомбежек. А сразу после отбоя воздушной тревоги мы возвращались в разрушенные цеха и продолжали работать столько, сколько требовалось. И несмотря ни на что, город жил полнокровной жизнью.
В это сейчас трудно поверить, но работали кинотеатры, парк, театры. Никакой паники не было — был строжайший порядок.
Много лет прошло с той поры, позади целая жизнь, но те нелегкие годы остались в памяти, как одно из самых ярких и добрых воспоминаний.
Б. Федотов