9 мая прошлого года были преданы земле останки четырех воинов, найденных поисковиками «Ораниенбаумского плацдарма» (Фото Юрия Шестернина, архив «Маяка»)
Завтра, в День памяти и скорби, на мемориале «Защитникам Отечества» в деревне Устье пройдет торжественное захоронение с воинскими почестями останков шести советских воинов, без вести павших в районе реки Воронка во время Великой Отечественной войны.
Останки четверых красноармейцев и двух моряков-балтийцев были найдены в районе бывших деревень Готобужи и Фабричная слобода.
К сожалению, мы никогда не узнаем их имен и биографий, которые канули в историю: при бойцах были обнаружены только детали амуниции и патроны. Ну а моряков постигла и вовсе печальная участь — вероятно, они попали под прямые попадания снарядов, и фрагменты тел были сброшены в Воронку. Идентифицировать их удалось только по обуви и морским бляхам от ремней. Судя по всему, это были совсем молоденькие ребята.
Останки советских воинов были найдены поисковыми отрядами «Сосновый Бор», в котором недавно произошла смена поколений — бессменный командир Н. Соломаха недавно передал свои полномочия мне Дмитрию Смирнову,— и «Ораниенбаумский плацдарм» под командованием Л. Чуйкова. Оба отряда входят в состав общественного Фонда поисковых отрядов Ленинградской области. А «Сосновый Бор» еще и присоединяется к создаваемой структуре Союза поисковых отрядов атомных станций. Отдельное спасибо хочется сказать администрации ЛАЭС и руководству концерна «Росэнергоатом» за мудрую и дальновидную политику по созданию такой структуры, а также материальную поддержку поискового движения.
Это всего лишь часть огромной работы, проделанной поисковыми отрядами на фоне 60-ти поисковых экспедиций, проведенных в Ленинградской области. За прошлый год 47 поисковых отрядов из 14-ти регионов России обнаружили места падений 53-х советских самолетов, в 16-ти из них были найдены останки экипажей, имена которых удалось установить. В двадцати случаях удалось определить номера самолетов и моторов, по которым ведется архивный поиск с целью установить обстоятельства гибели экипажей.
В результате плановых экспедиций найдены останки 4853 погибших воинов, у 138-ми из них удалось установить имена. Сложности возникают из-за непонятного для современников приказа 1942 года об отмене смертных медальонов.
Мне кажется, что эта огромная работа нужна даже не этим пропавшим без вести и перемолотым войной ребятам, а именно нам — нынешнему и будущим поколениям. У нас уже есть представители молодежи, которые судят о Войне по американским фильмам, а на вопрос о блокаде Ленинграда говорят: «типа, с хавчиком напряг был»(!!!) Тут, как говорится, без комментариев. Видимо, мы где-то упустили нить, связывающую поколения, ведь без прошлого нет будущего.
Можно сколько угодно придумывать программ патриотического воспитания молодежи, отчитываться к «красным датам» о проведенных мероприятиях, переписывать факты истории, но пока не будет видно государственной политики в этом вопросе, до тех пор и не исчезнут экстремистские течения и свастики на памятниках.
Это грустно. Но радует тот факт, что все больше мальчишек тянут родителей за рукав, чтобы посетить городской Музей Славы, чтобы прикоснуться руками к истории нашей легендарной земли. Возможно, из таких и вырастет не население, а будущие граждане нашей страны, те, кто будет помнить страшную войну и тех, кто из нее не вернулся.
У поисковиков есть девиз: «Война не окончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат». Так что для нас война не окончена. Сегодня это война другого рода — с беспамятством. Так пожелаем друг другу победы в этой войне.
Дмитрий Смирнов, командир поискового отряда «Сосновый Бор»