В сентябре стоимость бензина впервые в истории достигла и даже превысила аналогичный показатель в США! Сомнительный рекорд для одной из крупнейших нефтедобывающих стран в мире, экспортирующих «черное золото» по всему свету.
Все выше и выше
Нефтяные компании оправдываются общемировой конъюнктурой и постоянными затратами на добычу, перерабатывающие заводы жалуются на рост налогов и инфляцию. Правительство упрашивает и тех и других не жадничать, поумерить свои аппетиты. В итоге, как всегда, крайними остаются «конечные потребители нефтепродуктов», то есть мы с вами, рядовые граждане. Ведь от цен на топливо зависит вся экономика, а значит, рост цен на него неизбежно приводит к подорожанию всего остального. В нашем городе сейчас действуют четыре АЗС по продаже бензина и дизельного топлива, и одна газовая. Опрос показал, что ценник на них последний раз менялся совсем недавно, в середине сентября. В среднем, цена на самый популярный у автомобилистов сорт бензина Аи-92 составляет 19 рублей за литр, 95-й продается за 20 руб., 76-й (он же 80-й) — за 15,50 руб. Дизельное топливо предлагается по цене 17,6 рублей за литр (это летний сорт, но уже в октябре начнут завозить зимнюю солярку по чуть более высокой цене). Если, к примеру, покупать талоны сроком действия на три месяца на одной из городских заправок, то литр обойдется на рубль дешевле, кроме того, цена остается фиксированной на весь период. В Петербурге и Москве стоимость самого популярного сорта бензина Аи-92 уже превысила психологически важную отметку 20 рублей за литр, что заставляет многих автовладельцев задуматься об альтернативных способах передвижения, или, по крайней мере, смене моделей машин на более экономичные. Прожорливые мощные иномарки и прочие «Волги» с «Нивами» постепенно уступают место в городах крошечным «Матизам» и «Оке». Уже не до жиру... Сейчас многие автомобилисты будут ставить свои легковушки на зимнюю «спячку», но когда наступит весна, и стоимость топлива наверняка еще больше поднимется, некоторое количество «подснежников» может уже не выехать из гаражей. По словам директора ООО «Класс» Александра Щербака, управляющего двумя городскими АЗС, к 1 октября на обеих автозаправках (у АТП и на Ленинградской ул.) планируется очередное повышение стоимости бензина сорта Аи-95 примерно на 50 коп. Это связано с действиями оптовых поставщиков, которые потихоньку поднимают отпускные цены по 3—4 раза в месяц. Розничные операторы не могут менять ценники так часто, поэтому делают это реже, но по-крупному. Многие предприятия имеют договоры с топливными компаниями, поэтому для них колебания курса цен не так существенны, как для частников. В этой связи интересно, как поведут себя таксистские фирмы, ведь последний раз стоимость проезда по городу менялась в декабре прошлого года. Директор «Сонаты» Александр Дмитриев уверяет, что цена в 60 рублей до конца года точно не повысится, благодаря обещаниям правительства «заморозить» цены на топливо. Представители других таксистских фирм подтверждают, что пока оснований для повышения стоимости проезда нет. А что будет дальше, не знает никто. Если кто и выигрывает в данной ситуации с ростом цен на бензин и солярку, так это газовые компании. Единственная в нашем городе газовая АЗС предлагает автомобилистам сжиженный газ по цене 9 руб. за литр. Как рассказал корреспонденту «Маяка» управляющий АЗС Александр Константинов, в последние годы число желающих перейти на газовое топливо растет неуклонно, только по сравнению с прошлым годом оно увеличилось на 20%. Особенно охотно устанавливают газобаллонное оборудование таксисты и те, кто часто ездит по делам в Петербург. Экономия получается весьма существенной. Однако, как показывает житейский опыт самих автомобилистов и опросы многих водителей, несмотря на постоянный рост цен отказываться от собственного средства передвижения они в основной массе не намерены. Привыкнув к комфорту и независимости, автовладелец скорей начнет экономить на продуктах питания и одежде, но не на любимой «ласточке». К хорошему ведь быстро привыкаешь. Самые активные станут стараться больше зарабатывать, остальные сократят расходы, и лишь единицы поставят «железных коней» на прикол...
Журнал «Эксперт»:
«В России в стоимости бензина доля налогов составляет примерно половину — в два с половиной раза больше, чем в США. Поэтому само по себе напрашивается решение — снизить налоговую нагрузку на нефтепереработчиков. Несложный подсчет показывает, что если налоговая нагрузка на производителей и продавцов бензина в России будет такой же, как в США, то федеральный бюджет не досчитается более 100 млрд рублей в год — менее 7% от профицита бюджета за 2005 год. И этой суммой государство вполне может пожертвовать ради того, чтобы его граждане чувствовали полноценную причастность к нефтяному богатству своей страны. Если нефтяные компании не будут картелировать региональные рынки, это решение будет означать 30-процентное снижение розничных цен.»